|
||||
|
Глава 5. Ритмы жизни Смотреть на жизнь через реинкарнационные очки — значит изменить восприятие ее основных ритмов. Психологи прилагают большие усилия, вычерчивая запутанные шаги развития от младенчества до подросткового возраста, от ранней юности к зрелости. Но если реинкарнация — факт нашей жизни, мы должны пойти дальше. Нам следует поместить один отрезок жизни в контекст более обширного жизненного процесса и раздвинуть рамки концепции развития человека. Мы должны понять, что ступени, ведущие от колыбели до могилы, составляют лишь половину жизненного цикла. Существует и другая половина, которая обычно не учитывается, но нам необходимо к ней обратиться, чтобы понять ритмы человеческого существования. Начнем с вопроса, который часто задают мои студенты: “Что дают нам предыдущие жизни, если мы их все равно не помним?” Хороший вопрос. Если мы не можем вспомнить ничего из предыдущих жизней, то они не представляют для нас никакого интереса. Как можно научиться чему-то из опыта, который мы не в состоянии вспомнить? Или еще один вопрос: почему мы забываем наши предыдущие жизни? Какую цель преследует эта амнезия? Если существуют достоверные свидетельства того, что, по крайней мере, некоторые жили раньше, почему мы не можем вспомнить эти опыты, как помним переживания из настоящей жизни? Мы привыкли видеть в амнезии признаки патологии, показатель того, что здоровый процесс воспоминаний нарушен. Какой цели может служить внедрение амнезии в нормальный ход вещей. Эти вопросы показывают, что бессмысленно пытаться понять реинкарнацию только в рамках физического существования. Они заставляют нас заглянуть за его пределы, чтобы создать более целостную картину процесса цикличности жизни. Мы привыкли отмечать стадии развития от рождения до смерти, предполагая, что после смерти бывает либо вечная награда, либо вечная мука, либо исчезновение. Но если наша настоящая жизнь через некоторое время сменится на Земле другой жизнью, тогда должна быть еще одна фаза, начинающаяся со смерти тела и продолжающаяся до следующего рождения. Если мы не будем принимать в расчет эту “потайную” фазу, то увидим лишь половину полного круга жизни. Если мы будем думать о реинкарнации только в рамках последовательного ряда жизней на Земле с неким окончательным освобождением, ожидающим нас в конце, нам будет недоставать большой части мозаики. В этой главе мне хотелось бы показать гармоничные ритмы физической и духовной фаз жизни, составляющих единое целое, сведения о которых я почерпнул из разных источников, как древних, так и современных[110]. Обсуждение будет построено на идеях, изложенных в главе 3. Две фазы жизниПолный жизненный круг человеческого духа/существа совершается не от рождения до смерти, а от рождения до рождения со “смертью” в качестве транзитной промежуточной точки. Подобно даоистскому символу замкнутых друг на друге сил Инь и Ян, полный жизненный круг включает в себя две фазы: одну — связанную с Землей, другую — с духом. Духовная фаза так же важна для нашего развития, как и земная. Наши действия там уравновешивают и дополняют нашу деятельность здесь. Следовательно, очень важно включать эту «потайную» сторону жизненного цикла в понимание реинкарнации, если мы хотим иметь адекватный взгляд на то, как работает жизнь. Конечно, глупо думать, что мы можем получить исчерпывающие знания об условиях жизни за смертельной чертой, но кое-что об этом мы все же узнать в состоянии. Если с помощью различных техник фокусирования сознания можно преодолеть обычную амнезию, отделяющую нас от прошлых инкарнаций, то, по крайней мере теоретически, можно извлечь из памяти определенную информацию о пребывании между смертью и последующей инкарнацией. Если сознание записывает весь опыт, значит, его можно “уговорить” выдать некоторую информацию о духовной фазе. В предыдущих главах я неоднократно говорил, что вы не сможете понять внутреннюю логику человеческой жизни, исследуя ее в изоляции от предшествующих ей жизней. Это все равно, что прочитать одну главу из середины детективного романа и пытаться расшифровать происходящее. Это невозможно. И потому мы вправе спросить: если нет смысла читать отдельными главами роман, почему мы упорно стремимся прочитать свои жизни именно так, по главам? Какой смысл сокращать возможности нашего осознания, ловить его в капкан отдельной части тела-эго, даже если это делается временно? Какой цели служит эта амнезия? По-видимому, причина в том, что это ускоряет процесс обучения. Амнезия дает нам прерывность, обязательную для экспоненциального роста, — развития настолько глобального, что трудно даже предположить, во что он может вылиться. Система относительно коротких реинкарнирований, сознательно разделенные циклы предназначены для ускорения процесса обучения, предоставляя нам возможность полного вовлечения в совершенно различные человеческие переживания за сравнительно короткий период времени. После ограничений одного тела, одного круга социальных отношений, одной культуры, одной карьеры, одного исторического периода мы перемещаемся и внедряемся в совершенно другие условия. Освободите воображение от условий вашей настоящей жизни и представьте развитие, которое могла бы вызвать сотня таких погружений. Мы могли бы познать все стороны человеческого опыта: богатство и бедность, страх и храбрость, мятежность и спокойствие, быть художником, жрицей, воином, государственным деятелем, первопроходцем и крестьянином, прожить жизни мужчин и женщин, постигая тайны обоих полов, познать все континенты и культуры, пройти не через один исторический период, а через множество. Изолируя нас от иной, большей индивидуальности, амнезия усиливает обучающий опыт, полностью сосредотачивая внимание на переживаниях этой жизни. Когда внимание рассеяно и мы уделяем лишь часть его проблеме, над которой работаем, результат обычно не замедлит сказаться. Если мы невнимательны на лекции или не полностью сосредоточены на футбольном матче, мы многое пропускаем. Амнезия на некоторое время приводит нас к убеждению, что мы — это только наше настоящее тело/личность. Благодаря этой уловке наши энергии работают над текущим моментом. Когда мы забываем, что на театральной сцене реквизит, а не реальная обстановка, это называется готовностью к сознательному самообману. Нечто подобное происходит и в театре жизни: мы должны безоговорочно верить в правдивость обстановки своего личного театра, чтобы с максимальной эффективностью участвовать в земном опыте. Этому и служит наша амнезия. Она предохраняет от того, чтобы мы не отвлекались на воспоминания о предыдущих опытах, поскольку это может нарушить условия настоящего обучения. Однако для подобного обучения недостаточно интенсивного переживания нового. Мы должны помнить этот опыт, усваивать его и интегрировать в предыдущее знание. Если мы теряем свои опыты с такой же быстротой, с какой приобретаем, тогда не будет происходить никаких накоплений. Без памяти нет развития. Следуя этой логике, можно сказать: бессмысленно иметь прошлые жизни, если мы никогда о них не вспомним. Таким образом, когда цикл обучения завершен, прерывность сознания, необходимая для приобретения нового опыта, должна быть сбалансирована восстановлением полной цепочки сознания. Это происходит во время не земной, а духовной фазы цикла. Основными ритмами жизненного цикла оказываются развитие (расширение) и интеграция (см.: рис. 4). Приобретение нового опыта происходит на Земле, интеграция этого опыта с предыдущим — в духовной сфере. Фазы дополняют друг друга. Вступление в новую физическую жизнь сопровождается ограничением сознания, процесс покидания физического тела — реэкспансией (новым, расширением) сознания. Это наблюдение согласуется с опытом тех, кто находился на грани жизни и смерти, но был спасен при помощи современных медицинских технологий. Эти люди сообщают, что по мере приближения смерти их сознание расширялось до невероятных пропорций, позволяя им в исключительно быстром темпе принимать информацию. Любопытно, но такое состояние сознания показалось им знакомым. Хотя это не было похоже ни на что переживаемое людьми на Земле, однако воспринималось ими как “дом”[111]. Завеса амнезии, сопровождающая рождение, на несколько мгновений приподнимается. Другая полярность — планирование и реализация. В предыдущей главе мы рассматривали, как в бардо составляется план жизни и посылается на Землю для актуализации. Работа, проделанная на Земле, последовательно определяет наш возврат к духу, завершая таким образом цикл. Поскольку мы реинкарнируемся вновь и вновь, то проходим через эти фазы, следуя определенному закону, погружаясь во время и выныривая из него в спирали развития с открытым концом — результатом. Так как наша забывчивость на Земле уравновешивается воспоминаниями, пробуждающимися после отделения от тел, мы не можем утверждать, что после каждой инкарнации память восстанавливается в полном объеме. Возможно, внутри циклического процесса существуют еще циклы, куда мы попадаем добровольно или принудительно, где фазы развития длиннее, чем один жизненный цикл, в котором мы не в состоянии вспомнить всю нашу историю после смерти. Значит, хотя определенное расширение индивидуальности происходит после каждого цикла, полностью она не может возникнуть в поле нашего зрения, пока не завершится этот больший цикл. Однако в итоге, если опыт не прошел впустую и мы обрели целостность, должна восстановиться память о том, кем мы когда-либо были и что делали. Холмы и долиныРисунки могут помочь воображению лучше понять концепцию, чем одни словесные теории. Когда я рассказывал студентам о двух фазах жизненного цикла человека, мне очень помог рисунок, который я назвал “Холмы и долины” (рис. 5). Я нарисовал на доске синусоидную линию и предложил представить наше странствие по жизни в виде путешествия через ряд холмов и долин, где каждый последующий холм несколько выше предыдущего. Долины символизируют жизнь в физической плоскости, а вершины холмов — в духовной. За рисунком последовало толкование, которое звучало примерно так: “Мы можем начать описание нашего движения с любой точки, но давайте начнем с той, в которой находимся сейчас, — с середины долины. Мы очнулись в долине пространственно-временного мира, но не помним, чтобы выбирали его. Мы окружены людьми, институтами, общественными порядками и историческими событиями — всем тем, что составляет форму и фокус наших жизней. Используя возможности и испытывая ограничения, которыми не можем управлять, мы стараемся подхватить свою роль в пьесе взаимоотношений, карьер, семей, вкладов, политических мотивов и прочего, пока ход времени не принудит нас начать переход на более высокую основу. В старости мы выходим из долины и вступаем на подножие холма. Начиная восхождение, мы обнаруживаем, что смотрим назад, на свою жизнь. Подъем дает ту точку обзора, которая нужна, чтобы по-новому увидеть детство и юношеские годы. Мы начинаем понимать последствия выборов, сделанных в поворотные моменты жизни, а также оценивать константы характера, которые присутствовали в нас с самого начала. Взбираясь все выше на подножие холма, мы в конце концов пересекаем границу, где должны оставить свои тела. Несмотря на эти перемены, все остается по-прежнему, только теперь мы свободны от многих ограничений, связанных с физическим телом. Этот переход сопровождается встречей с белым светом, о которой часто говорят те, кто пережил околосмертный эпизод. Продолжая восхождение, мы начинаем осознавать, что же представляют собой наши жизни, и лицом к лицу сталкиваемся с ними. Теперь уроки могут прорабатываться глубже и шире, чем прежде. Прозрения, о которых говорят выжившие после околосмертного эпизода, когда они осуществляли обзор своей жизни, — первая стадия мощного процесса самопознания и самосопоставления, заканчивающаяся значительно позже потери тела[112]. Взбираясь все выше, мы видим все больше и больше, узнаем о связях наших жизней с жизнями других людей, а также о причинных связях, которые не просматривались в долине. Мы словно перевернули вышивку и взглянули на ее обратную сторону: две точки, не соединенные на лицевой стороне, с изнанки оказываются связанными. Когда смотришь с духовной стороны, гобелен жизни открывает всю свою логику и полноту. По мере углубления процесса обзора к нему присоединяется процесс воспоминания. Оказавшись близко к вершине холма, мы начинаем вспоминать выборы и решения, которые совершали и принимали, прежде чем много лет назад обрели данную человеческую форму, свою миссию, которую сами на себя возложили, внедряясь в эту жизнь. Воспоминания помогают оценить, насколько хорошо мы выполнили взятые на себя обещания, осознать тот опыт, который обогатил нас и расширил наши возможности. Словно пробуждаясь ото сна, мы обращаемся к своей большей индивидуальности, обобщающей и интегрирующей множество прожитых нами жизней. Расширяется не только наше видение — расширяется и наша память. Взобравшись так высоко, что нам открываются долины, предшествующие самой последней, мы начинаем понимать, что наша жизнь — логическое продолжение предшествующей, что трудности одной связаны с неполнотой другой, что умиротворение здесь связано с победой там; начинаем осознавать ключевые взаимоотношения в контексте более глубокой истории отношений, оценивать совершенство нашей большей жизни. Все, что мы наблюдаем, сбалансировано, но это не статичная система. Бог — не судья, а карма — не бухгалтер. Оркестровка жизней, свидетелями которых мы были, осуществляется для поощрения обучения. Она побуждает совершать поступок за поступком, расширяя наш опыт и обучая нас через него. Существуют награды и наказания, но это только обратная связь, без которой обучение невозможно и которая ускоряет этот процесс. Однако ускоренный курс во Вселенной довольно редок. По мере того как мы вспоминаем, кем мы были и что делали, это становится все более очевидным. Хотя я говорю о воспоминаниях, этот процесс больше напоминает подведение итогов и интегрирование индивидуальностей, чем просто восстановление в памяти событий. Метафора воспоминания предполагает, что ныне существующая личность продолжается как посредник, обогащенный воспоминаниями предыдущих жизней. Однако процесс больше похож на то, как некто отходит от крайнего случая амнезии, когда воспоминания совершенно заменяют тождественность личности. Согласно рисунку, приведенному выше, такое расширение индивидуальности происходит на вершине холма[113]. Будучи целостными — как Сверхдуша, — мы можем вернуться к источнику, откуда пришли. В противном случае мы должны спуститься еще в одну долину в поисках целостности, достигнуть которой можно только в процессе нового курса земного обучения. По прошествии определенного количества времени, вероятно, многих лет (если пользоваться земными эквивалентами измерения времени), наполненных деятельностью, соответствующей нашим интересам и уровню развития, мы начинаем готовиться к возвращению на физический уровень. Планирование нашей жизни осуществляется с помощью различных духовных существ, чья обязанность сопровождать нас на этом пути, помогая в решении задач и сотрудничестве с личностями, возвращающимися вместе с нами. Некоторые могут легкомысленно пронестись через эту фазу, но все же лучше получить мудрый совет, чтобы правильно организовать обучение. Если жизнь уже началась, возможности значительно сокращаются и выборы предполагаются среди ограниченного числа альтернатив. Когда планирование полностью закончено, мы можем увидеть как жизни, которые были прежде, так и направление той, которую начинаем, понять, кем мы будем, спустившись вниз в долину. Работая совместно с другими душами, мы направляем людей, спускающихся вместе с нами, а также тех, кто впервые присоединится к нам. Мы выбираем своих родителей, социально-экономический статус и пол, определяем основные кризисы и то воздействие, которое окажут на нашу жизнь новые опыты, развивая прежде не развитые способности или компенсируя уже накопленные несоответствия. Мы также выбираем, сколько нам жить. Логика этих выборов становится непостижимой, как только на плечи набрасывается плащ физического существования. Но это временное явление, потому что, выбравшись из долины, мы вспомним причины своих выборов. (Возможно, еще находясь в долине, мы программируем исследование некоторых аспектов нашей судьбы, используя в этих целях особые расширяющие сознание дисциплины.) Разработав эту дистанцию с препятствиями, способствующую дальнейшему совершенствованию существа, которое является нами, устанавливаем время возвращения, после чего начинаем прокладывать путь вниз, в следующую долину. Мы спускаемся туда, меняя простор духовного существования на тесное — эмбриональное — объятие со следующей матерью, прокладывая путь к видоизменению, пока не становимся слишком развитыми, чтобы оставаться физически связанными с ней. Волны созидательной энергии подхватывают нас и яростно выносят через родовой канал обратно в физический мир, где мы забываем о любой индивидуальности, кроме ныне существующей, предав забвению ту миссию, которая ждет нас. Уроки возобновляются и будут продолжаться дни или годы, пока мы не выберемся на другую сторону долины. Представляя эту иллюстрированную метафору, я сильно упростил сложнейшие вещи. История, которую я рассказал, затрагивает лишь “верхушки” жизненного цикла и делает это в идеализированной форме, что придает процессу перехода из физического существования в духовное и обратно вид более систематизированный и стандартизированный, чем в реальности. Несомненно, существует множество способов выхода из долины и возвращения в нее, как и множество возможных спутников на этой дороге. Один выбирает тщательное планирование, другой предпочитает риск и забирается в чащобу жизни безо всякого плана. Различный стиль, различная степень проникновения в возможности и цели реинкарнации приведут к различным результатам. Собственно, реинкарнация призвана порождать разнообразие, и мы искажаем вещи, преуменьшая это разнообразие в целях теоретической экономии. Рай и адТеперь пришло время спросить: если жизненные циклы проходят через фазы расширения и интеграции, если смерть в конечном итоге ведет к возрождению, как это соотносится с концепцией небес и преисподней? Что же такое Страшный суд, рай и проклятие? Может, они просто отложены до завершения жизненных серий? Или эта концепция вообще не имеет под собой никакой основы? “Тибетская Книга мертвых”, или “Бардо тхёдол”[114] — это руководство по умиранию и прохождению различных фаз жизни между отделением от одного тела и возрождением в другом, написанное тибетским гуру Падмасамбхавой в VIII веке до нашей эры. Изложенные же в этой книге традиции значительно древнее. Согласно “Тибетской Книге мертвых”, большинство из нас на вершине холма между жизнями проходят через обе фазы — рай и ад. Эти переживания — прямой результат наших успехов и неудач на Земле и потому различны по содержанию и продолжительности для каждого человека. Они — часть процесса встречи с нашими разнообразными мыслями и действиями на Земле и, следовательно, часть самого обучающего процесса. Ад — это больше, чем наказание: это часть очищения нашего существа, сжигания “мусора” и освещения духовной сути. “Бардо тхёдол” объясняет: после того как наши тела отпадают, после встречи с белым светом мы входим в состояние, или измерение, называемое чонбид-бардо, или “бардо переживания реальности”, в котором наша душа выворачивается наизнанку и нам показывают, какая она на самом деле. Здесь проявляется наше бессознательное, оно доминирует в переживании, пока менее могущественное эго отодвинуто на задний план и вынуждено участвовать во всем, что происходит. Один из законов, правящих в бардо: мысль создает действительность, или мысль создает переживание. Наши мысли, какими бы они ни были, становятся нашим полным и всеобъемлющим переживанием. В данном случае выражение “наши мысли” означает каждую мысль, воспоминание или фантазию, которые мы когда-то “загнали” в подсознание. По мере того как они выдвигаются вперед, мы оказываемся перед существами, ситуациями и обстановкой, являющимися внешним отражением нашего внутреннего состояния. Таким образом, мы как целостное существо, а не просто эго, создаем свои собственные ад и рай. Поскольку большинство из нас откладывают в подсознание как позитивные, так и негативные мысли, мы будем в одинаковой мере переживать и то, и другое, одно будет сменяться другим. “Бардо тхёдол” называет этот процесс “Встреча с гневными божествами” и “Встреча с мирными божествами”. Другой принцип, правящий в этом измерении, — “подобное притягивает подобное”, то есть и в страдании, и в блаженстве мы будем ощущать себя в окружении других душ, проходящих через те же переживания, что и мы. Конечный результат очень напоминает рай и ад из “Божественной комедии” Данте с одним “но”: здесь это временное состояние. Для всех, кто не смог достичь просветления, чонбид-бардо сменяется сидпа-бардо, бардо ищущих возрождения, и начинается новый жизненный цикл. Эта древняя зарисовка состояния между жизнями поразительно напоминает отчет-описание, представленный Робертом Монро в его книге “Далекие путешествия”. Ссылаясь на свой более чем 25-летний опыт путешествий вне тела, Монро утверждает, что измерение, в котором мы существуем между земными жизнями, — достаточно сложное, с личностями, находящимися на различных уровнях развития и соответственно переживающими различные действительности. Он описывает тысячи “колец”, окружающих пространственно-временное измерение и занятых душами, находящимися между инкарнациями. Условия существования в разных “кольцах” отличны друг от друга. Те, кто более привязан к земному опыту или сильно поглощен им, в чьем сознании даже после смерти преобладают земные эмоции, населяют низшие “кольца”. Те, чье сознание включает более высокие ценности и более обширные индивидуальности, занимают “кольца” повыше. Если мы в результате цепочки инкарнации достигаем прогресса, то после каждой смерти поднимаемся выше и занимаем то “кольцо”, которое отражает наши новые возможности[115]. Блаженное или болезненное, небесное или адское, наше пребывание здесь временно. С реинкарнационной точки зрения вечное проклятие не имеет смысла. За те несколько десятков лет, что мы живем на Земле, мы не можем сделать ничего столь ужасного, чтобы обречь себя на вечный разрыв с Богом. Вспомните, что ни одно действие в школе Земли не вызывает по-настоящему долговременных последствий. Кроме, наверное, одного — научиться любить. Более того, в соответствии с эзотерическими традициями мы являемся частью Бога. Мы — Богосознание, сосредоточенное больше не на целостности, а на дифференциации. Чтобы ад был вечным, Бог должен допустить вечное разделение внутри собственного существа, а это трудно себе представить. Отрыв от источника и самой сути бытия не может быть вечным. Это просто часть процесса приливов и отливов, способствующих развитию более глобальных событий, в которых мы как часть Бога принимаем участие. Реинкарнация рассеивает ужасный призрак вечного проклятия, одновременно сохраняя нашу ответственность. Она определенным образом даже усиливает ее, так как согласно теории реинкарнации нет Спасителя, который, искупив чужую вину своим страданием, может избавить нас от ответственности за последствия собственных ошибок. Это нарушило бы обратную связь, важную для обучения, а с реинкарнационной точки зрения главное в земном существовании — извлечение уроков. Метафоры спасения обозначают окончание земного курса обучения и погружение в блаженство бесконечного Богосознания — истинного рая; спасители же мыслятся как учителя, посланные для того, чтобы вести нас в поисках божественной сути, природы, в которой все мы — одно целое и единая реальность. Никто не выучит это за нас, но учителя должны подсказать направление, которому надо следовать, и самый прямой путь к нашей конечной судьбе. Возраст душиДля точного описания реинкарнации, кроме включения в жизненный цикл духовной фазы, следует сказать и о пространстве для развития индивидуальной души на протяжении многих циклов. Нельзя ожидать, что все вновь пришедшие на Землю покажут те же искусность и талант в игре, что и “ветераны жизненной сцены”. Точно так же от ветерана не следует ждать тех промахов, что от новичка. С опытом приходит некая зрелость, определенная степень развития. Но что представляет собой зрелость в реинкарнационых терминах? Если возрождение служит цели совершенствования душ, каковы стадии этого совершенствования? Можем ли мы определить эти стадии так, как психологи определяют стадии развития в пределах одного жизненного цикла? Эти вопросы — не праздные и привели многих сторонников реинкарнации к разработке концепции возрасти души, предполагающей, что некоторые личности дольше обучались в земной школе, чем другие. Одни — “молодые” души, другие — “старые”. Некоторые прошли ускоренный курс обучения, некоторые никак не могут закончить начальную школу. Если провести осторожную аналогию между курсом обучения в ближайшей к вашему дому школе и опытом обучения в земной школе, то покажется естественным, что простые дисциплины должны предшествовать сложным. Разве решение определенных проблем не требует совершенствования основных навыков, которые следует выучить с самого начала? Применительно к реинкарнации в этой связи встают следующие вопросы: какие жизненные проблемы составляют начальную ступень, а какие — более высокие уровни? Каковы отличительные признаки “молодых” душ и что представляет собой средний возраст? Хотя попытка ответить на эти вопросы весьма похвальна, у меня по этому поводу больше сомнений, чем энтузиазма. Теперь мне открылось столько “подводных рифов”, которых я раньше не замечал, что постоянно хочется спросить: “Что же я еще упустил?” Поэтому прежде чем привести краткое изложение индусской карты возраста души, позвольте мне высказать два замечания. Во-первых, будет ошибкой делать чрезмерный упор на линейность развития души на протяжении ее жизней. Сторонники реинкарнации нередко говорят, что каждая новая жизнь насаждается там, где закончилась предыдущая, но это слишком упрощенное понимание проблемы. Возможно, нам удобнее думать о душе, остающейся с прежним набором проблем до тех пор, пока они не найдут своего разрешения, а уж потом перемещающейся к новому набору, но вряд ли жизнь будет действовать так четко. В каждой отдельной жизни мы прорабатываем малый круг проблем, возможно, одни разрешая лучше, чем другие. В следующей жизни мы можем разделить эти проблемы, работая с одними на более высоком уровне, а другие оставив для следующих жизней. Мы можем разработать совершенно очаровательный проект для нескольких жизней, например, став в одной из них великим композитором, потом бросить этот путь и поэкспериментировать с другим проектом, а затем возвратиться к первому, “подхватив” его там, где оставили в прошлый раз, и вновь заняться музыкой. Определенная прерывность развития от жизни к жизни необходима, потому что мы решаем свои проблемы с людьми, каждый из которых имеет собственную “повестку” жизни, отличную от той, которую он разделяет с нами. Представьте, как сложно координировать все эти жизни, которые должны сойтись для людей в одной точке, чтобы они могли совместно работать над общей проблемой. Если мы поразмыслим над этим, то без труда поймем, что вряд ли сможем в наших следующих жизнях четко продолжить все компоненты работы, начатой в предыдущей. Слишком много переменных для того, чтобы это было возможно для каждой личности. Любой жизненный цикл — это перетасовывание колоды человеческих проблем, выносящихся на поверхность из разных столетий и жизненных отрезков. Если в нашей жизни есть признаки прогресса, мы должны искать причины этого не в специфике чьей-то жизни, а в более широких моделях нашего развития. Есть и вторая причина принимать любую схему возраста души с долей скептицизма. Метафора возраста предполагает, что каждый начинает с одной стартовой точки, а затем прогрессирует через общую цепочку развития — от души-младенца до души, отмеченной морщинами старости. Точно так же метафора школы предполагает, что каждый начинает обучение с детского сада и должен усвоить один и тот же набор знаний и навыков, чтобы состоялся выпускной бал. Но в жизни, может быть, все происходит иначе. Возможно, школа Земли предлагает множество курсов обучения, и не все из них нужны каждой душе. Может, данный опыт души, главный для ее земных циклов, подходит к концу, и ей требуются только определенные уроки, которые необходимо усвоить здесь. В этом случае ее пребывание на Земле может быть более кратким, чем у тех, кому требуется больше уроков. Конечно, обучение не всегда идет так, как планировалось. Душа может приступить к земному обучению с ограниченной целью, попав под обаяние земного существования, и “запереть” себя в более длительный образовательный опыт. По словам Роберта Монро, именно это с ним и произошло. Подобное же происходит со многими из нас. Монро уверяет, что большинство душ на Земле не возникли здесь, а пришли из других нефизических измерений, чтобы воспользоваться преимуществами уникального процесса обучения, который предлагает Земля. Однако участие в земном курсе обучения — мудреное дело, так как физическая воплощенность имеет тенденцию к пагубным привычкам. Повторные реинкарнации могут привести к затемнению наших оригинальных духовных индивидуальностей, даже когда они находятся между жизнями. Монро описывает часто повторяющийся процесс закручивания во все более плотные слои материальности, который продолжается на протяжении многих жизней и заканчивается длительным “развертыванием” и выходом из слоев материальности. Наша духовная индивидуальность закрывается и теряется на внутреннем пути, в то время как на пути, прокладываемом ею на поверхность, она открывается и обретается вновь. Как много задействовано циклов и сколько уроков мы должны извлечь, чтобы закончить курс обучения, зависит от старательности ученика и от того, насколько глубоко он вовлечен в материальность. И наконец, отчет Монро призывает нас осторожно относиться к любому линейно-схематичному изображению возраста души и тщательно проверять спрятанные в этой схематичности допущения. Подводя черту под всеми оговорками, я должен сказать, что понятие “возраст души” нельзя относить ко времени, в течение которого душа живет с момента “первого рождения”. Это просто метафора для описания прогресса души в земном обучении и не больше, но даже в этом есть западня. При всей своей полезности эта метафора предполагает слишком большую стандартизацию процесса цикличности жизни. Между тем, какое бы доверие ни вызывало любое описание стаций развития, жизнь несомненно сложнее и разнообразнее, чем все наши попытки схематизировать ее. А теперь давайте посмотрим на карту возраста души, составленную одной из древнейших мировых культур, принимающих реинкарнацию. Итак, Индия. Чакры и карта возраста душиЧакры — психодуховные центры внутри человеческого существа. Это санскритский термин, используемый индуистами и буддистами, но данные центры признаются и другими традициями. Классически чакры описываются как семь духовных центров, или “механизмов”, которые связывают наши физические и нефизические тела. Они расположены большей частью вдоль позвоночника и имеют отношение к центральной нервной системе и эндокринным железам. Чакры — многомерный феномен, объединяющий физический, психологический и духовный аспекты существования. Каждая чакра ассоциируется с особыми эмоциональными, ментальными и духовными процессами, которые рассматриваются в индийской медицине как взаимосвязанные. Считается, что жизненная сила входит в нас через высшую чакру, расположенную над головой, и спускается вниз через другие чакры, пока не достигает самых низших, расположенных у основания позвоночного ствола. Там эта небесная сила смешивается с земной энергией, и начинается ее возвращение: она движется вверх тем же путем, каким спускалась. Все семь чакр оживляются божественной силой и вводят различное ее количество в системы, которыми управляют. Через “закрытую” чакру проходит меньше энергии-сознания, чем через “открытую”. Эволюция каждого в любой точке жизненного пути отражается состоянием всех семи чакр вместе взятых. У высокоразвитого существа они открыты и гармонично интегрированы, тогда как у менее развитого некоторые открыты, а другие закрыты. Заинтересованный читатель может обратиться к богатой литературе по данной теме[116]. Принимая во внимание многомерность чакр, их функционирование можно описать в терминах тонкой энергии (прана или ци) или уровней сознания. Предлагаемая карта возраста души составлена на основании подхода к чакрам как символическим системам, описывающим различные уровни сознания или уровни бытия, через которые проходит человек на своем эволюционном пути, начиная с первой чакры у основания позвоночного ствола и кончая седьмой, расположенной над головой. Таким образом, мы можем рассматривать каждую чакру как символ различных экзистенциальных позиций, занимаемых человеком, как характерный стиль, отражающий определенный уровень сознания. Мы можем определить компоненты каждого стиля, составив список различных психологических типов, связанных с каждой чакрой. Хотя о чакрах можно думать как об описывающих текущие или архетипические уровни сознания, ни одну личность нельзя правдоподобно описать в терминах одной чакры. Поскольку чакры всегда интерактивны и их взаимодействия сложны и тонки, существует опасность чрезмерного упрощения процесса. Относитесь к тому, что последует дальше, как к семи нотам, с помощью которых сочиняется разнообразие человеческих жизней[117]. Первая, или коренная чакра находится у основания спинного мозга и относится к первобытным инстинктам выживания. Ее можно рассматривать как переходную точку между существованием животного и жизнью человека. Она ассоциируется с инстинктом самосохранения, рефлексом “сражайся или беги” и связана с чувством страха и неизвестности. Когда этот уровень сознания полностью проработан, мы начинаем ощущать основательность и защиту, “укорененность” в мире и обретаем уверенность в том, что способны отразить любые угрожающие нашей жизни нападки. Те, кто живет в мире, управляемом законом джунглей: “убей или будешь убит”, — имеют дело с неразрешенными проблемами первой чакры. Закон эволюции гласит: прежде чем делать что-либо, нужно выжить как личность. Это нижняя планка, не взяв которую нельзя двигаться дальше. Вторая чакра — генитальная, обеспечивающая выживание видов. Хотя она во многом биологическая и инстинктивная, она управляет возможностью получать удовольствие. Тот, чья жизнь сосредоточена в этой чакре, чрезмерно озабочен вопросом, как получить чувственное удовольствие или, наоборот, избежать его (особенно это касается секса). Такой уровень существо- вания достигает высшей точки, обретая способность к ярким, приносящим удовлетворение чувственным переживаниям. Отрицательные моменты периода становления изживают себя, и способность получать удовольствие может сыграть положительную роль на уровне более высоких чакр — так всегда происходит с чакрой, расположенной ниже другой. По большому счету, фрейдизм можно назвать теорией второй чакры. Третья чакра — чакра солнечного сплетения, тема которой — власть. Со временем одно чувственное удовольствие перестает нас удовлетворять: оно не дает ощутить всю остроту жизни и проявить себя. Мы хотим подняться над ним, проверить свои возможности, испытать себя в соревновании с другими. Это больше, чем расширение инстинкта выживания, так как может порой привести к проектам, угрожающим нашей жизни. Например, опасные профессии или хобби. Здесь главенствует одно желание: проверить границы своей жизненной силы. Работа над этим уровнем сознания означает исследование как властвования, так и подчинения — двух аспектов власти. Здесь мы найдем и владык, и жертв, “авторитарных личностей” и “комплекс неполноценности”. Темы адлерианской психологии в первую очередь адресуются этой чакре. Если бы мир состоял из существ, охватывающих только три первые чакры, это было бы общество, одержимое постоянными конфликтами, причем борьба за власть велась бы ради самой власти, не преследуя никакой другой цели. Только власть может принести удовлетворение индивидууму, живущему на уровне третьей чакры. Неумеренная жажда власти стравливает людей, заставляя их биться до тех пор, пока кто-то не одержит победу и не повергнет всех остальных. Рано или поздно даже самые агрессивные из нас осознают тщетность такой игры и, придя к этому, начинают подниматься дальше. Четвертая чакра — это чакра сердца, чакра эмпатии и сострадания. Этот уровень сознания отражает нашу способность устанавливать общность вне собственных пределов, познавать свободу истинного равенства. Именно здесь мы находим любовь в ее высшей форме, которую христиане называют агапе, евреи — хесед, а даосисты — узу. Этот уровень сознания достигает высшей точки в способности глубоко чувствовать то, что чувствуют другие, и выбирать как лучшее для себя то, что лучше для всех. Это уже не самопожертвование, а первая ступень осознания большей индивидуальности, чем эго-Я. Расположенная между тремя нижними и тремя высшими чакрами, эта чакра интегрирует наши земные и духовные функции. Первые три чакры охраняют позицию индивидуальности, в то время как три последние учат трансцендентности эго. Некоторые работы Карла Роджерса и Эриха Фромма обращаются к этой чакре. Как бы ни было прекрасно равенство, люди — не только основатели эгалитарных обществ на Земле. Мы — созидатели, постоянно стремящиеся за пределы того, что уже существует, к открытию нового, беспрецедентного. Эта способность относится к горловой чакре — чакре творчества и обучения. Эти два понятия взаимосвязаны, так как творчество предполагает, что мы общаемся с более высокой ступенью реальности и получаем оттуда знания. Создание чего-либо по-настоящему нового предполагает постижение секрета принятия. Творим ли мы новое произведение искусства, сочиняем ли новую музыку, выводим ли новые научные формулы или приходим к решению давнишних общественных проблем, созидание приводит нас в соприкосновение с нашей более высокой природой, утонченной реальностью, которой мы можем задавать вопросы и получать ответы, но не можем управлять. На более высоких уровнях творчество становится неотъемлемой частью удовлетворения желаний и жизненно необходимой для человека деятельностью, не зависящей от получаемых результатов. Шестая чакра — лобовая. Это чакра интуитивного знания, так называемый “третий глаз”, расположенный между бровями, чуть повыше их. Уровень сознания, связанный с шестой чакрой, отражает нашу способность знать вещи, находящиеся за пределами того, о чем могут сказать наши чувства. По мере развития творчества связь с духовным измерением углубляется, пробуждая в итоге способность распознавать существующие в этом измерении стороны жизни. На Западе к такой паранормальной интуитивной способности склонны относиться несерьезно, а вот на Востоке она воспринимается как вполне естественная, хотя и не совсем обычная. Не очень надежная и предсказуемая на начальных стадиях, с годами медитации она может быть очищена от искажающих элементов. Наша интуитивная способность может быть сосредоточена как на внешнем для нас мире, так и на внутреннем. В первом случае речь может идти, например, о ясновидении или предсказаниях. Так, важные научные открытия делаются иногда на интуитивном уровне и лишь затем подтверждаются фактическими данными. Сфокусированный на внутреннем мире, этот несенсорный метод обретения знаний может быть использован для получения информации о нашей сокровенной природе. Интуиция, сосредоточенная на внутреннем мире, считается более высокой формой получения знаний; ею обладали величайшие духовные учителя всех культур. В высшей точке этот уровень сознания приводит нас к пробуждению и пониманию нашей Внутренней Божественности. Седьмая чакра — венечная чакра, традиционно расположенная прямо над головой. Этот уровень отражает нашу способность входить в состояния сознания, совершенно не похожие на те, что мы когда-либо испытывали. В этих состояниях наше обычное сознание полностью распадается, и мы приходим к сознанию без границ или форм. Вновь открывая способность ощущать целостность Бытия, мы переживаем то, что на Востоке называется просветлением, а на Западе — божественностью, в чем на протяжении веков убеждали нас мудрецы и святые: “Вы — дети Бога”, “Атман — это Брахман”, “Царство Божие внутри нас”, “Это создал Ты”, “Ты есть Божественность”. Венечную чакру нередко изображают в виде светящегося нимба над головой или света, обволакивающего все тело. Две последние чакры исследуются главными мировыми мистическими традициями. Потенциал нашей эволюцииЭнергии, излучающиеся через чакры, взаимодействуют друг с другом, чтобы создать баланс сил, который мы ощущаем как нашу личность. Взятые вместе, они охватывают диапазон развития от существования, близкого к животному, до воплощенной Божественности. О них следует думать не как о ступеньках лестницы, по которой мы поднимаемся, а как о темах симфонии, продолжающейся на протяжении многих жизней. По мере нашего роста вводятся новые темы, а старые непрерывно совершенствуются. Наше развитие — не линейное, но интерактивное. Развивая одну тему, мы оказываем этим влияние на другие. На сегодняшний день совершенно очевидно, что концепция возраста души ведет к забвению традиционных моральных категорий хорошего и плохого. Если мы понимаем, что диапазон развития души слишком широк, чтобы вместиться в отрезок одной жизни, понятия хорошо и плохо становятся относительными. Одно и то же внешнее действие может для одного человека означать достижение, а для другого — шаг назад. Что хорошо для молодой души, может быть плохо для пожилой, которая должна продвигаться дальше, к чему-нибудь более сложному[118]. Таким образом, осуждение других — бесполезное упражнение, мы просто проецируем на них свои личные проблемы. Следовательно, понятие “возраст души” позволяет жить, не оглядываясь настороженно по сторонам, не беспокоясь, как оценивают наше поведение другие, и, не обременяя этих других своим мнением об их развитии[119]. Наверное, узнав о концепции возраста души, мы сразу попытаемся определить свое местонахождение в собственном эволюционном процессе. Занятие это не очень продуктивное: существует слишком много скрытых факторов, которые помешают нашим вычислениям быть точными. Вместо того чтобы пытаться по представленной здесь карте определить возраст своей души, полезнее будет с ее помощью расширить видение себя и своих жизненных задач. Напоминание, что для развития души у нас будет столько времени, сколько потребуется, поощряет расслабиться и перестать волноваться. Пока мы думаем, что живем на Земле только раз, нам ничего не остается, как впихивать в эту единственную жизнь столько, сколько она может вместить. Мы понимаем, что должны спешить довести все до завершения, прежде чем умрем. Однако когда мы знаем о более широких перспективах возрождения, мы можем освободиться от тревожной суеты, нагнетаемой продолжительностью нашей единственной жизни. Данная карта возраста души может также предохранить нас от слишком узкого отождествления себя с темами своих промежуточных жизней. Хотя наша настоящая жизнь — та, над которой мы работаем, она не определяет нашего истинного Я. Карта может помочь осознать, что мы используем эту жизнь, но мы не есть эта жизнь. Я помню, насколько странной показалась мне эта мысль, когда я много лет назад впервые столкнулся с ней. Но по мере проникновения в глубинную структуру настоящей жизни мы начинаем прослеживать ее фундамент в предыдущих веках, и нам уже привычнее мыслить такими понятиями. Я — не та личность, за которую себя принимаю, я — значительно больше. До этой жизни была еще одна жизнь, и после нее придет другая. Грубо говоря, я просто использую эту жизнь. Размышляя на эти темы, чувствуешь, как начинает ослабевать отождествление себя со своей нынешней личностью, как соприкасаешься с индивидуальностью большей, чем наша телесно-мозговая индивидуальность. Сквозь эту щелку в двери можно хотя бы на мгновение втянуться в нечто большее, в некое сознание, которое лелеет в себе наше существование. Даже просто интеллектуальное осознание того, что мы нечто большее, чем наша настоящая личность, побудит нас к странствию по пути самопознания. Увидев однажды, что мы не есть эта жизнь, мы должны спросить себя: “Кто я? Если я не просто эта жизнь, значит, я Сверхдуша?” Но если Сверхдуша сама включена во вмещающую ее Сверхсверхдушу и если этот процесс повторяется неизвестно сколько раз, мы не можем просто принять Сверхдушу как свою истинную индивидуальность, но должны смотреть еще глубже. Поиски нашей настоящей личности приводят к развитию уровня сознания, традиционно ассоциирующегося с седьмой чакрой. Если мы не просто эта жизнь, то мы и не жизни, которые были до нее и которые будут после. Если мы не эта личность, значит, мы и не Сверхдуша. Мудрецы, прошедшие по этому пути до нас, говорят, что в конечном итоге мы — Само Бытие. Мы — Сатчитананда, Бытие-Сознание-Блаженство, проявляющееся в пространстве и времени. Узнав однажды эмпирически, что это, правда, мы одновременно узнали и о том, что телесно-мозговая индивидуальность и Сверхдуша — не что иное, как формы, которые принимает Сознание на пути, называемом Существование-как-форма. Это уничтожение иллюзии и пробуждение к нашей Истинной Природе. Это просветление. Было бы, ошибкой принимать концепцию чакр слишком линейно и думать, что просветления сознания можно достичь только после того, как последовательно раскроются все чакры, от низшей до высшей. Иногда так и происходит, но это не обязательное условие, потому что индивидуальность, оказывающаяся над просветлением, — это индивидуальность, существовавшая до просветления. Я уже — Бытие-Сознание-Блаженство, хотя, возможно, в этот момент еще не осознаю этого. Если у реинкарнации в этой фазе жизни человека есть цель, то ее можно определить как эмпирическое открытие нашей Истинной Природы. В этом действии мы вновь обретаем свою подлинную индивидуальность, обнаруживаем свою целостность, свою общность со всем, что существует. В этом опыте все страхи растворяются, все желания удовлетворяются, все полученные на нашем пути раны излечиваются. Те, кто прошел через подобное переживание, говорят, что оно стоит того, хотя и многого потребовало для своего осуществления. Эти люди утверждают также, что подобный опыт — не окончание развития, а, скорее, точка транзита. С этого момента нашей эволюции инкарнация в пространстве и времени больше не нужна. Мы вольны идти туда, куда захотим. Хотя, безусловно, узнать правду о себе, существуя в духовной сфере, было бы проще, но, видимо, осознание ее в физической форме наполнено особым смыслом и имеет большее значение. Пробудиться к Истинной Природе, существуя на физическом плане, — значит не только продвинуть свое личностное развитие, но и сделать определенный вклад в коллективный эволюционный процесс, частью которого мы являемся[120]. Возможно, именно здесь наша личная эволюция сливается с эволюцией видов. Если в итоге весь вид придет к осознанию своей Истинной Природы, стоит ли сомневаться в том, что в курсе истории произойдет крутой поворот к восхитительному будущему. Примечания:1 см. его книгу «Американцы, которые были реинкарнированы» 11 Среди них книга Сильвии Крэнстон и Кэри Уильямс «Реинкарнация: новый горизонт в науке, религии и обществе». 12 Философы науки считают, что открытие аномальных явлений само по себе недостаточно, чтобы заставить серьезных мыслителей отбросить принятую теорию. Прежде чем отказаться от нее, мы должны видеть по крайней мере общие контуры новой теории, которая объяснит как предыдущие данные, так и новые. Таким образом, прежде чем мы расстанемся со знакомым взглядом на жизнь как одноразовое действо, нам нужно нечто большее, чем просто надежное доказательство предыдущих жизней. 110 Среди них книга Станислава Грофа и Кристины Гроф «За пределами смерти», «Далекие путешествия» Роберта Монро, «Направляясь к Омеге» Кеннет Ринг, «Жизнь перед жизнями» Хелены Уэмбач, «Жизнь между жизнями» Джоэля Уайттона и «Тибетская книга мертвых». 111 За примерами можно обратиться к книге Кеннет Ринг «Направляясь к Омеге», гл.3. 112 Очевидно, время на вершине холма ведет себя по-другому, нежели в долине, хотя для простоты мы будем говорить о нем так, будто оно в обоих местах действует одинаково. 113 Читатель может обратиться к описанию воссоединения с предыдущими жизнями, приведенному в предыдущей главе. 114 Дословно «Бардо тхёдол» означает — освобождение слушанием на посмертном уровне. 115 Монро настаивает, что существование этих «колец» не является необходимой и неизбежной составляющей духовного ландшафта. Скорее, он склонен считать их следствием трагического развития земной истории, что в конечном итоге может быть изменено. 116 Для более детального знакомства с чакрами я посоветовал бы обратиться в первую очередь к книге Свами Рамы, Рудольфа Балентайна и Свами Аджая «Йога и психотерапия», гл.7. Приведенный ниже отчет взят в основном из этого источника. Смотрите также книгу Аджит Мукерджи «Кундалини: пробуждение внутренней энергии». 117 Кен Уилбер в эссе «Реальна ли чакра?», напечатанном в антологии Джона Уайта «Кундалини, эволюция и просветление», предостерегает от буквального понимания чакр как психодуховных органов тонкого тела. Он напоминает, что с точки зрения просветления чакры лишены сущности, как и все существующие «вещи». В этом конечном смысле чакры нереальны. Только верховный Брахман, Бытие-Сознание-Блаженство нашего Истинного Я, реален; все остальное — преходящая иллюзия, скрывающая всеобъемлющее присутствие этой реальности. Тем не менее, как отмечает Уилбер, главная истина состоит в том, что в мире видимости «существование распределено по уровням в соответствии с его познавательной способностью (или осознанием)». В пределах этого мира видимости чакры могут дать нам ключи к уровню сознания, которое определяет человеческое существование, как раз когда мы шаг за шагом продвигаемся к тому, чтобы проникнуть сквозь завесу этого существования и обнаружить его Основу. 118 Это не означает, что реинкарнация ведет к философской позиции, известной как этический релятивизм. Как раз наоборот, реинкарнационные традиции поддерживают утверждение, что определенные ценности, например сострадание, есть часть материи жизни и, следовательно, непроизвольны. 119 Эзотерические духовные традиции обычно учат, что, хотя никто не вправе выносить никакого окончательного приговора, мы можем осознавать свои обязанности в той или иной ситуации и должным образом откликаться на нее, не верша суд над собой. Это восточное учение поражает западных мыслителей своей противоречивостью. Мы склонны больше доверять моральным системам и универсальным правилам руководства, необходимым для того, чтобы делать осознанные выборы. Однако такие системы игнорируют тот факт, что души разного возраста даже из одинаковых ситуаций могут извлекать разные уроки. Суть в том, что эти вроде бы «идентичные» ситуации не являются таковыми, если участники событий находятся на разных уровнях развития. 120 Мы вновь пришли к концепции морфогенетических полей Руперта Шелдрейка (речь о ней шла в главе второй, сноска 43). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|