|
||||
|
Глава 7. Реинкарнация и семья Для большинства из нас семья была ядром, внутри которого мы впервые ощутили жизнь, где впервые узнали, что такое человек, что мы означаем друг для друга и что значит разделять общее существование. Через семью мы впервые познаем себя. Прежде чем мы успеем осознать, что происходит, семья в течение нескольких лет прочно держит нашу душу в руках, подготавливая к встрече с жизнью. Если те люди, с которыми мы проводим эти критические годы, связаны с нами случайно, тогда, конечно, миром правит случай, и всякая видимость смысла — тоже случайность. А раз в случайности нет смысла, значит, и мы лишены всякого смысла, как бы отчаянно ни пытались его себе приписать. Мы — аномалия жизни, опытный образец, созданный из триллионов случайных событий, вброшенных в жизнь биллионы лет назад. Но каждый, кто хоть раз пережил присутствие в своей жизни смысла, знает, что так не может быть. Реинкарнация свидетельствует, что это не так, и помогает осознать присутствие смысла в начале нашей жизни. С реинкарнационной точки зрения младенчество и детство — длительный процесс пробуждения. По скольку большинство из нас прежде бывали на этой планете неоднократно, не единожды достигали зрелости и познавали смерть, мы видим все это не впервые. И все-таки это для нас так свежо и ново, будто мы здесь действительно в первый раз. Мы вновь совершаем круг. Много лет назад мы уже открывали для себя смысл своей жизни; прежде чем выбрать проблемы, которые во всей полноте предстанут перед нами и потребуют разрешения, мы всесторонне рассматривали свой жизненный проект. А перед этим отдыхали в кругу семьи, готовясь к дальнему странствию. Именно здесь наши сокровенные Я формировались теми существами, которым Вселенная, Бог или карма вверили заботу о нас на самых хрупкой стадии развития, когда мы наиболее впечатлительны. Если мы живем тысячи лет, раз за разом возвращаясь к Земле, принимая формы разных тел, возникая в разных веках и разных культурах, что может быть естественнее, чем собрать спутников, идущих одним с тобой путем? Если мы рассматриваем себя как существ бесконечной продолжительности, очевидно, что отношения, которые продолжаются в течение многих жизненных кругов, имеют тенденцию к развитию. И наоборот, неестественно, что отношения, начинающиеся в той или иной жизни, завершаются, когда оба тела умирают. Наверное, в каждой жизни мы начинаем одни отношения, развиваем другие и завершаем третьи, разделяясь в мире и вечной дружбе. Разве такие возможности не подтверждаются нашим опытом? При встрече с отдельными людьми мы ощущаем глубинную связь, которую невозможно объяснить обстоятельствами нынешней жизни. По мере того как мы освобождаемся от проекций, остается многое, что проекцией не является. Мы чувствуем с этими людьми такое умиротворение, словно мы многое пережили вместе, и наши души открыты им. Это могут быть люди, с которыми мы встречаемся лишь однажды или которые входят в нашу жизнь. Они могут быть нашими ровесниками, моложе или старше нас, неважно — главное, что в их присутствии нам легко, мы ощущаем, насколько естественно наше взаимное узнавание. С их появлением нередко возникает сверхъестественное чувство, будто мы нашли то, что когда-то потеряли. Такого рода связь обусловлена годами совместной работы, характеризующейся большими открытиями и ошеломляющими прорывами. С другими же у нас при знакомстве возникают противоположные ощущения. В их присутствии мы чувствуем непонятную, но явную угрозу, ведем себя настороженно, хотя внешне они кажутся другим и даже нам самим вполне безопасными. Вариации незавершенных отношений бесконечны. Время от времени мы встречаемся с теми, к кому испытываем влечение, немедленное и сильное притяжение, словно перед нами возникает нечто очень глубокое, но не до конца изученное. Возможно, любовные отношения, начавшиеся когда-то, но не прошедшие полный круг развития и завершения. Может быть, следующая ступень развития наступит в этой жизни, а может, она намечена для другой, но мы, проходя рядом во времени, ощущаем нашу связь. С реинкарнационнйй точки зрения существуют два типа семей, в которые мы включены: семья души и биологическая семья. Концепция первой у различных авторов наполнена разным смыслом, но в целом они говорят о семье существ, чьи взаимоотношения развиваются дольше одного жизненного цикла. Иногда эта концепция отражает верование, что люди от начала до конца своего опыта странствуют группами. Мы можем размышлять о них как о классах, проходящих вместе школьное обучение. Дороги членов этой семьи на протяжении одного жизненного цикла могут вообще не пересечься, но они всегда связаны друг с другом духовно. Если один преуспевает в разрешении особо важной жизненной проблемы, обогащаются все члены семьи. Когда кто-то терпит фиаско, на его ошибке учатся все. В широком смысле, в каком я и буду использовать этот термин здесь, наша семья души состоит из тех, с кем мы в течение многих жизненных циклов вместе переживаем различные события. Это могут быть личности, которых мы знали, кому доверяли и кого ценили в течение предыдущих жизней, или же, напротив, те, с кем у нас были проблемы. Проживая многочисленные жизни, мы, несомненно, совершали ошибки, больно раня других людей. Таким образом, мы можем находиться в конфликте с членами своей семьи души из-за непонимания, которое не было преодолено, обиды, оставшейся без компенсации, и непрощенных оскорблений. Эти люди тоже становятся нашими попутчиками, изводя нас, пока мы не почувствуем к ним уважения, которого они заслуживают, или не компенсируем ту обиду, которую им причинили. В разделенных мечтах и совместных проектах, в борьбе и конфликтах, в любви и ненависти наши семьи души включают в себя всех тех, с кем мы работаем в настоящем жизненном круге. Они — актеры, действующие по нашему кармическому сценарию. Они знают нас лучше других, влияют на нас и получают от нас более глубокую отдачу, чем от остальных. Это стержневые для нас люди, вокруг них вращаются все наши главные жизненные выборы. Если мы сейчас поступаем не так, как должно, они появятся в нашей жизни вновь, не в этом цикле, так в следующем. Они как бы закреплены за нами, чтобы поставлять основные жизненные вызовы, откликаясь на которые мы должны выбирать, развиваться ли в более совершенное существо, чем мы есть, или отказаться от развития. Если мы отказываемся от выбора, то рано или поздно будем вынуждены вернуться к тому же самому моменту, так как основа всей жизни — развитие. Когда мы возвращаемся на исходную позицию выбора, то нередко (хотя и необязательно) вновь сталкиваемся с теми же людьми, которые в силу собственного развития оказываются вовлеченными в ту же проблему, только с обратной стороны. Очевидно, что из двух этих семей семья души более конструктивна для нашего странствия. Именно с ней мы предпринимаем следующий шаг в развитии, с помощью которого «шлифуем» себя, становясь больше, чем мы есть. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что мы часто обнаруживаем членов семьи души в составе семьи биологической. Ведь это так естественно — открыть на своей территории, окруженной чужими владениями, тех, кто формирует нас, с кем мы связаны особенно сильно! Карма вообще отличается очень интенсивными отношениями, а некоторые из самых мощных наших взаимоотношений нередко обнаруживаются именно здесь. Как может принятие реинкарнационного мировоззрения изменить взгляд на свою биологическую семью, повлиять на отношения между членами этой семьи? Какие откроются возможности, если мы будем смотреть на них как на путешественников во времени, собранных для дальнейшего совместного развития? Исследуя эти возможности, мы можем наблюдать как за семьей, откуда вышли, так и за семьей, которую создали сами. Давайте начнем с того, что взглянем на рождение и ранний родительский опыт. Мало какие чувства можно сравнить с теми, что обуревают нас, когда мы даем жизнь новому существу. Для тех пар, которые глубоко прочувствовали этот опыт, готовясь к нему физически, эмоционально и духовно, данное переживание может открыть саму суть жизни. Это просто потрясающее событие, для него трудно подобрать слова. Мы можем вновь и вновь рассуждать об энергиях, силе, интуиции и любви, но пока человек сам не пройдет через это переживание, он будет вежливо кивать и думать, что мы просто охвачены эйфорией рождения. Конечно, в определенном смысле так и есть. Это один из моментов, когда ток жизни подходит близко к поверхности, что по-настоящему возбуждает. Для тех, кто живет один раз, опыт рождения часто сопровождается ощущением созидания жизни, может быть, даже в соавторстве с Богом. Такие пары воспринимают своего младенца как берущего начало «от них». Он представляется смесью двух их природ и, таким образом, выражением их любви, выбора друг друга как жизненных спутников. Они внимательно наблюдают за ребенком, пытаясь выявить физические черты, манеры или личные качества, напоминающие партнера или самих себя, нередко в поисках сходства добираясь до корней семейного древа. До двух недель о маленькой Стефани будут вынесены сотни суждений: бабушек, дедушек, тетей, дядей, других родственников, друзей, соседей. И все это — их способ поприветствовать малышку и выразить ей свою любовь. Она — новое творение, уникальное смешение двух родов, корни которых уходят в глубину веков, дальше, чем могут проследить наши родословные. Реинкарнация не отрицает этих чувств, она просто помещает их в более широкий контекст, делая упор на первоначальное существование Сверхдуши, которая возвращается на Землю в этом ребенке. Поскольку Стефани, как и ее Сверхдуша, существовала до этого рождения, значит, ее тело и черты характера, которые она берет у родителей, — не то, что она собой представляет, но больше среда, которую она выбрала для жизни и работы на Земле. Из тысяч возможных родителей она выбрала именно нас, чтобы завершить с нами следующую фазу своего развития. Реинкарнация не обесценивает родительский опыт, чего так опасаются сторонники концепции «одноразового существования». То, что Стефани в какой-то другой жизни была еще чьим-то ребенком, не делает наши отношения с нею менее уникальными или священными. Жизнь в течение многих циклов не подрывает значения этого жизненного круга, не размывает его переживаний. Она просто по-новому обрамляет родительские чувства, приглашает увидеть в себе помощников, сотрудничающих в созидательном процессе исключительной сложности. Мы открываем свои жизни Вселенной и существу, пришедшему к нам и нуждающемуся в нас, чтобы достичь цельности и полноты. В этом процессе мы обретаем именно того, кто нужен нам, чтобы завершить себя. Необычайная сложность соединения родителей и ребенка поражает своей безошибочностью. В этом соединении судеб тщательно продуман каждый бит информации, как это делают биологи при генетических спариваниях, тонко переплетены возможности и необходимости, то, что должно быть, и то, что может быть. Понимание логики реинкарнации помогает нам осознать то, что и так известно каждой матери: наш ребенок с самого рождения уникален, со своими характерными особенностями, присущими ему способностями и страхами. Каждый приходит в жизнь с собственной «повесткой дня», по-разному ведя себя даже в матке. Мы не обуславливаем появления в нем личности, но с самого начала работаем с личностью, которая уже здесь. С реинкарнационной точки зрения наша ответственность как родителей состоит в том, чтобы помочь детям открыть и развить в себе личность, какой они изначально являются. Мы должы оберегать это раскрытие, помочь пройти через трудные места и, возможно, увидеть ограниченность определенных путей земного бытия. Но всегда надо начинать с глубокого приятия той личности, которая появилась перед нами. Реинкарнация побуждает внимательно наблюдать и не брать на себя слишком много ответственности за то, какими должны, а какими не должны быть наши дети. Как хранители этой души мы должны быть внимательны к пунктам их жизненной «повестки». Не мы создавали ее, а значит, не можем ею управлять, даже временно. Мы — садовники, помогающие процессу созидания, но ни в коем случае не руководители его. Мы готовим основу, но фактически не создаем приходящее к нам существо, даже если оно принимает наш генетический код. Мы не полностью контролируем направляемые нами силы природы. Каждое дерево имеет свою форму. Мы поливаем его, передаем ему энергию своей жизни и терпеливо ждем, чтобы увидеть, какое это дерево, как оно будет расти, что ему потребуется. Мы принимаем решения за него: подрезаем ветки, формируем крону, устраняем препятствия, руководствуясь самыми лучшими побуждениями и своим пониманием того, что хорошо для этого дерева. Мы — распорядители жизни, хранители следующего поколения инкарнированных душ. Но как много мы не знаем о своем ребенке! Не знаем, какой опыт он уже приобрел на жизненном пути, какие уроки извлек и какие принес с собой дары, чтобы разделить их с нами. Мы знаем лишь, когда родилось его тело, но каков возраст его души? Молода ли она и прошла только несколько кругов, а может быть, это одна из самых старых душ, успешно преодолевшая тысячелетия цикличного движения? Обычно такие основополагающие вещи для нас — тайна за семью печатями. Мы не знаем даже, как соотносится его возраст с нашим. Душа в маленьком свертке, который вы так нежно прижимаете к груди, может быть, на тысячи лет старше вас! Вот тут потребуется небольшое замечание. Величайший вклад реинкарнации в отношения родители — ребенок, на мой взгляд, состоит в том, что она побуждает нас подойти к своему ребенку с большей открытостью. Поскольку мы, пытаясь понять своих детей, не можем принимать себя за точку отчета, нам остается только ждать, чтобы увидеть, кто они и какие они в действительности. Реинкарнация приглашает нас посмотреть на детей как на гостей нашего дома, вверенных нашим заботам с целью взаимного совершенствования. Это восстанавливает равенство душ и не умаляет роли родителей. Последний пункт очень важен. Мне иногда приходилось слышать, как неумные родители прибегают к аргументам о реинкарнации, чтобы оправдать свое халатное отношение к родительским обязанностям. «Мэри — старая душа, поэтому мы позволяем ей принимать самостоятельные решения». Томми — тиран песочницы: «наверное, он в предыдущих жизнях был воином». (В таком случае он был также и тем, против кого вели войну). Такие спекулятивные фантазии потакают капризам и опасны для наших детей. Осознавать, что у наших детей есть история жизней, предшествующих настоящей, не означает, что они сейчас — не дети, а мы — не их родители. Мой ребенок может быть на века старше меня, но в этой жизни я — его родитель и должен принять на себя зачастую неприятную обязанность следить за дисциплиной и учебой. Однако, делая это, не надо терять из вида картину души, живущей определенное количество лет в теле ребенка. Тело обманчиво. Если мы уделяем внимание только ему, это неизбежно приведет к недооценке более глубинной правды личности. Наши судьбы неразрывно связаны с судьбами наших детей. С реинкарнационной точки зрения в жизни нет случайностей. Судьба — это карма, карма наших детей является частью нашей и неотделима от нее, и наоборот. Сплетение энергий, привносящее в нашу жизнь события, включает в себя и судьбы наших детей. Поэтому мы способны воспринимать их трагедии и успехи с той же открытостью, что и свои собственные удачи и провалы. Как мы справляемся с их проблемами и избегаем ловушек, таящихся в них? Чему мы должны научиться из этого опыта? Это справедливо как для внешних событий, таких как автокатастрофа или преждевременная смерть, так и для кармы их личностей. Временами наши дети бывают весьма искусны в том, чтобы раздражать нас. Кроме исключительной способности находить каждый наш изъян и сыпать на него соль, эти дети, как правило, обладают диаметрально противоположной нашей и конфликтной природой. Они требуют от нас того, чего мы не можем дать, или же наносят удары по самым чувствительным точкам одним своим существованием. С реинкарнационной точки зрения эти конфликты надо воспринимать как кармические, а значит признавать, что в них нет вины детей, которым в данном случае просто приходится быть посредниками больших, чем они сами, сил. Все эти трудности имеют свое значение в нашей жизни и преследуют в ней свою цель. Как бы ни были тяжелы эти кармически обусловленные конфликты, они несут с собой величайшие возможности, если мы примем их вызов и справимся с ними так, как надо. Если вернуться к биологическим семьям, собственным родителям, братьям и сестрам, то какие возможности по пересмотру наших с ними взаимоотношений открываются с принятием реинкарнационного мировоззрения? Может ли это помочь примириться с тем, что уже случилось, и если да, то каким образом? С самого рождения воспитанные на популярной западной психологии, многие из нас привыкли рассматривать особенности личностей как приобретенные в семье, в первую очередь взятые от родителей, братьев, сестер и прочих людей, занимающихся нашим воспитанием. «Если бы они лучше меня воспитывали, я бы сейчас не был таким», «Если бы они уделяли мне больше внимания, слушали меня, разговаривали со мною, я бы не был таким любителем порисоваться и пустить пыль в глаза», «Если бы они были щедрее, я был бы гораздо скромнее в своих потребностях». Однако с реинкарнационной точки зрения все происходит с точностью до наоборот. Думать так, как я описал выше, — значит ставить телегу впереди лошади. Согласно реинкарнационному мировоззрению, «у меня определенные жизненные проблемы не потому, что у меня были такие родители, а наоборот: у меня были такие родители, потому что я выбрал для себя разрешение именно этих определенных проблем». Мы существовали до нашего рождения. Наша большая история заставляет нас работать над специфическими проблемами в этом жизненном цикле. Вокруг этих проблем будет сосредоточена вся наша жизнь. Они в той или иной степени будут проявляться в разных ее областях: в детских отношениях, ухаживании, женитьбе, карьере, здоровье, взаимоотношениях с детьми, отношении к самому себе. Они будут с нами до тех пор, пока мы не сможем их разрешить, не узнаем их шифр, не освободим себя от внутреннего программирования, которое привязывает нас к ним. Если мы посмотрим на родителей с этой точки зрения, то увидим, что они — вовсе не причина наших проблем, просто с ними связано первое проявление этих проблем. Наша жизнь притягивает к себе определенных людей, именно этих, а не других. Их вклад в нашу жизнь и родительская ответственность используются исключительно для того, чтобы заставить нас осознать наши частные проблемы. В глубочайшем смысле в наши жизни может войти только то, что внутри нас. Наши ранние воспитатели лишь создают условия, которые выносят определенные скрытые модели на поверхность, где их можно увидеть. Эти модели фиксируются в нашей личностной структуре в ранние годы формирования характера, где и остаются, помогая нам или становясь источником наших мучений, пока мы не сделаем с ними что-либо. У индусов есть специальное слово для таких установочных жизненных моделей — самскара. Самскара формирует русло, по которому течет наше осознание жизни. Динамики кармы, действующие через наших родителей, — те же, которые карма использует в других контекстах. Карма формирует обстоятельства и события нашей жизни так, чтобы они извлекали на поверхность отношения, эмоции или верования, уже находящиеся внутри нас. Карма — это не что-то случающееся с нами, но то, что обусловлено обстоятельствами предыдущего существования, берущими начало в ином времени и месте. Активизируя эти обстоятельства, мы создаем возможности трансформировать их. Наши родители кармичны для нас, как и их отрицательные стороны. Их несовершенство служит нашему совершенствованию, помогая осознавать собственные недостатки и успешно с ними справляться. Это касается и нас, и наших детей. Стараясь быть совершенными родителями, мы терпим фиаско. Мы не повторим ошибок своих родителей — мы наделаем новых. Наши дети должны сражаться с теми несовершенствами, которые мы пробудим в них, как мы в свое время сражались с недостатками, пробужденными нашими родителями. Как ни парадоксально, но наши несовершенства совершенны для тех существ, которые вверены нашей заботе. Давайте не будем описывать эти несовершенства только в терминах клинической патопсихологии, поскольку это значит увидеть малую часть целого. У одних родителей мы, к примеру, можем научиться тому, что едва ли не самым важным в жизни является наличие материальных благ. Некоторые индивидуумы покидают дом с глубокой верой в эту установку, запечатленную в их мировоззрении, а жизнь потом со всей жестокостью показывает им ущербность этого убеждения. Возможно, они станут обладателями огромного богатства, но оно не сможет заполнить ощущение душевной пустоты, грызущей их изнутри. Или же будут раз за разом терять то, что копили годами, пока не обнаружат удовлетворенность, совершенно не связанную с материальными благами. Можно привести и другой пример: допустим, индивидуумы научились у родителей формуле, определяющей, что такое «настоящий мужчина» или «настоящая женщина». Когда они применяют ее в своих взрослых взаимоотношениях, их мир прямо на глазах начинает рушиться. Жизнь откликается на определенные пункты созданной ими программы, которую вытащили на свет их родители, но они сами же стояли у ее истоков. Совершенствование жизни — долгий путь со многими истинами, и по мере продвижения их предстоит отыскать и развить. Некто может в одной жизни достичь непререкаемого уважения, трудясь на благо церкви или государства, а в более поздней — узнать, чем чревата такая ситуация, когда берешь на себя слишком много обязанностей по отношению к этим институтам. Кто-то, усвоив в более ранней жизни уроки самопожертвования, в следующей понимает, чем нельзя жертвовать даже ради благополучия других. Нет нужды создавать систему всех жизненных уроков. Только глупец мог бы попытаться сделать это. Оглянитесь вокруг, и вы увидите миллионы людей, сражающихся со своими уникальными проблемами. Можете быть уверены; все эти проблемы — часть обучения. Какие темы уроков мы отбираем для себя, определяется в наших семьях. Именно они нацеливают нас не императивно, но основательно. В конечном итоге их роль — извлечь суть нашей жизни, наставить нас на наш путь, выкристаллизовав нечто внутри нас. Какое облегчение чувствуют обе участвующие в процессе обучения стороны, когда наконец открывают для себя, как работает жизнь, и получают возможность простить родителям, братьям, сестрам все предполагаемые грехи, оскорбления, унижения, от которых они страдали. С реинкарнационной точки зрения, даже если они потерпели неудачу, их нельзя за это осуждать. Мы и только мы ответственны за все, что случилось в нашей жизни, в этом и заключается величайшая свобода. Стоит только признать себя ответственным за свою судьбу — за жизненный сценарий, как внезапно оказывается, что эту судьбу легче изменить, легче простить актеров за их роли в пьесе и тем самым показать, что мы поняли, о чем пьеса, по крайней мере, до настоящего акта. Прощение — сложная вещь. К нему ведут бесчисленные ступени, но, не преодолев их, мы не сможем почувствовать твердую почву под ногами. Мы должны простить по-настоящему, окончательно, без всякого камня за пазухой, без малейшего осадка обиды. На глубочайшем уровне мы должны простить Реальность, находящуюся за всеми прерывистыми реальностями, простить сам Космос, или Дао, или Бога, — неважно, какое имя мы дадим источнику всего сущего. Только прощая все и всех, мы по-настоящему начинаем делать гигантские шаги. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|