• 1. Предуведомление слушателям и читателям
  • 2. Кое-что о пришельцах
  • 3. Официальный контакт – возможен ли он?
  • 4. Заглянем в будущее
  • 5. Снова о пришельцах. Завершающий аккорд
  • ДИСКУССИЯ ПО ДОКЛАДУ
  • Раздел 3. ПОЧЕМУ КНИ'ЛИНА НАС НЕ ЛЮБЯТ
  • Раздел 2. ТАЙНЫ КОСМИЧЕСКИХ ПРИШЕЛЬЦЕВ

    Доклад, прочитанный на заседании секции НФ Союза писателей Санкт-Петербурга всвязи с презентацией книги «Оглянись – пришельцы рядом» 30 января 2006 г.

    1. Предуведомление слушателям и читателям

    Несколько слов об истории создания книги «Оглянись – пришельцы рядом». История эта, прямо скажем, трагическая. Несколько лет назад я познакомился с солидным журналистом, профессиональным уфологом и сотрудником весьма известного российского журнала. Я не буду называть этот журнал и фамилию журналиста; лишь отмечу, что всякий, кто интересовался проблемами НЛО, читал его статьи, в которых содержится масса поразительных фактов и даже кое-какие выводы. Имя журналиста Сергей, и он известная личность среди любителей фантастики; я встречался с ним на петербургских конференциях «Интерпресскон». Он был немолод, порядком за сорок, и произвел на меня впечатление абсолютно вменяемого, очень серьезного и эрудированного человека. Сергей давно занимается уфологией; он побывал в том легендарном месте на северном Урале, где пришельцы вроде бы основали научную базу – не для изучения землян, а с какой-то иной, загадочной целью. Как всякий журналист, владеющий сенсационным материалом, Сергей писал статьи и выступал с докладами по означенной тематике – еще с тех времен, когда наша родина была едина и неделима. И имел из-за этого массу неприятностей.

    Думаете, партийные боссы пытались его закопать или наше вездесущее КГБ? Может, и пытались, не знаю; но главные неприятности носили инопланетный характер. И это самый поразительный факт из всех, какие поведал мне Сергей.

    По его словам, пришельцы не желают, чтобы о Них распространяли достоверную информацию. Всякие мифы о летающих тарелках над Курской дугой, о лемурах и атлантах в состоянии сомати, о Шамбале и Бермудском треугольнике – пожайлуста, но только не правду. Даже не отзвук правды! Никаких сведений для генерации разумных гипотез относительно общества инопланетян, Их технологии и культуры, Их целей и жизненном назначении, Их понимании божественных предметов. Это Им мешает, пояснил Сергей, мешает Их экспериментам, а фактор помехи (в данном случае, слишком любопытный журналист) может быть устранен – быстро, незаметно и как бы случайно.

    Однако Они существа не злобные, и потому сначала предупреждают, затем пугают, а тех, кого на испуг не взять, карают. Сергея, в частности, предупреждали и пугали, так что к моменту нашей с ним встречи он уже не рвался поразить мир своими откровениями. Он мог поведать какие-то факты мне или другому лицу, что не возбранялось; вето было наложено на публичные выступления, на средства массовой информации, телевидение, радио, книги, статьи.

    Недавно я узнал, что Сергей погиб. Обстоятельства его смерти мне не известны; может быть, причина была естественной, но нельзя исключить, что он нарушил запрет и был наказан. Размышляя об этом, я ощущаю определенный дискомфорт. Не страх, а именно дискомфорт; мне обидно, что инопланетяне, братья по разуму, способны действовать с такой бесцеремонностью. Словно мафиози: первое предупреждение, второе, затем акция устрашения, а под занавес – несчастный случай с летальным исходом… Недостойные методы – да еще на планете, где Они всего лишь гости, а не хозяева!

    Еще одним поводом для дискомфорта являлся сам Сергей, а теперь уже – память о нем. Я чувствую, что не могу оставить подобных ему людей один на один с неведомой инопланетной силой; это было бы бесчестно, трусливо, неблагородно! В конце концов, мы с ними – земляне, а значит, родные братья по разуму, а не какие-то там кузены, седьмая вода на киселе! Выход напрашивается сам собой: разделить опасность на всех заинтересованных лиц или хотя бы сделать такую попытку. Что я и совершил – в рамках своей книги.

    Я не знаю, насколько реален означенный выше риск. Быть может, мои гипотезы лишь позабавят пришельцев, быть может, в них нет ни грана правды – и тогда мы с вами, уважаемые коллеги, в полной безопасности. Но представим, что я угодил в яблочко, раскрыв тайны инопланетян. Тогда я – пропащий человек! И вы вместе со мной, поскольку вы прослушаете мой доклад и овладеете запретной информацией. Поэтому я предупреждаю: если боитесь, уходите! Словом, нервных просят удалиться.

    Вы можете спросить меня: а как пришельцы узнают об этом нашем кулуарном сборище? И я вам отвечу: узнают обязательно, так как среди нас, здесь и сейчас, присутствуют их эмиссары – по крайней мере, один эмиссар. В самом деле, где же им быть, этим эмиссарам, как не на секции фантастики писательского союза? Ведь именно мы можем сгенерировать самые сумасшедшие идеи, и вполне возможно, одна из этих идей окажется истинной. Поэтому повторю снова: нервных просят удалиться!

    2. Кое-что о пришельцах

    Существуют ли пришельцы на самом деле и правда ли то, что написано в уфологических книгах, не будет нас интересовать. Мы сыграем в логическую игру: примем постулат «ПРИШЕЛЬЦЫ СУЩЕСТВУЮТ И ПРИСУТСТВУЮТ НА ЗЕМЛЕ» и посмотрим, какие из этого можно сделать логические выводы. Мы рассмотрим такие проблемы: если пришельцы существуют, то почему Они не вступают с нами в официальный контакт? А главное, почему они прилетели на Землю и что Им, собственно, здесь надо?

    В дополнение к означенному выше постулату мы будем считать, что пришельцы – высокоразумные существа; они не только обладают высочайшей технологией и культурой, но также способны оценивать далекие последствия своих поступков и разбираются в житейских ситуациях – т. е. они не наивны, не простодушны, и хотя, быть может, сами не лгут и не убивают, прекрасно знакомы с категориями обмана и убийства. Однако замечу, что высокий разум инопланетян не означает, что их этика совпадает с нашей.

    Суммируем основные факты, касающиеся облика и поведения пришельцев. При этом будем считать, что факты о них, представленные широкой публике уфологами, большей частью верны – кроме самых нелепых и одиозных.

    Сведения о пришельцах-негуманоидах встречаются крайне редко, и я не стану их касаться. Обычно описывают три разновидности инопланетян: "белые гиганты" (существа выше двух метров со снежно-белой кожей); «итальянцы» (рост обычный, темноволосые, оливковая кожа, очень похожи на людей – в частности, на итальянцев); "зеленые карлики" (эти последние, возможно, биороботы). Итак, самое важное обстоятельство – пришельцы антропоморфны. Кроме того, известно, что Они разделяются на два пола, мужской и женский, владеют речью (могут говорить и понимать землян), носят одежду (комбинезоны, скафандры или другие одеяния), пьют и едят (отмечены случаи, когда пилоты НЛО просили у людей воду). Реакции пришельцев – иногда осторожность, иногда безразличие и пренебрежение, иногда любопытство и благожелательность к людям-контактерам – очень напоминают аналогичные человеческие чувства; есть информация даже о сходстве мимики. Наконец, пришельцы сравнительно легко переносят земные условия – то есть наш воздух, наша вода, земная гравитация, температура и солнечное излучение не являются для Них смертоносными. Вся совокупность этих фактов говорит о том, что между нами и Ими нет непреодолимой границы, как между человеком и океаном Соляриса, придуманным Станиславом Лемом. Они – гуманоиды или близки к гуманоидам, и между нами и Ими наблюдается значительное сходство. А раз физиологический барьер отсутствует, то взаимопонимание может быть достигнуто без особых трудов – разумеется, при обоюдном желании.

    Коснемся теперь классификации цивилизаций, предложенной членом-корреспондентом РАН Н.С.Кардашевым. Вообще говоря, классифицировать их можно по-разному: по способности преодолевать экологические кризисы, по размеру области освоенного пространства, по доступной скорости передвижения в космосе и другим параметрам. Кардашев выбрал такую универсальную характеристику, как энерговооруженность. В соответствии с ней цивилизации можно разделить на три типа:

    I – владеющие энергетическими ресурсами в рамках своей планеты (примерно наше земное общество);

    II – владеющие энергоресурсами своей звездной системы и способные к дальним космическим полетам;

    III – владеющие ресурсами всей Галактики (в этом случае правильней сказать «владеющая», так как сверхцивилизация III типа скорее всего существует в нашей Галактике в единственном числе).

    Крайне сомнительно, что мы способны представить себе такую сверхцивилизацию, понять ее цели, уяснить смысл ее действий и проектов даже в самом грубом приближении. Члены подобного галактического сообщества, надо полагать, отличаются от гуманоидов физиологически; возможно, они – разумные плазменные облака, или мыслящие звезды, или некий всеобъемлющий Космический Разум, частицами коего являются и звезды, и планеты, и газовые туманности, и даже мы с вами. Сомневаюсь, чтобы цивилизация III типа использовала искусственные орудия; скорее всего, каждый ее член – личность самодостаточная, максимально независимая от внешней среды, способная аккумулировать гигантские энергетические мощности и воздействовать на окружающую среду за счет внутренних ресурсов собственного организма. Но хоть мы не в силах представить столь могучую цивилизацию, мы можем быть уверены в одном: если б она пожелала исследовать Землю, мы бы этого не заметили. Если бы исследование велось скрытно, наши приборы и органы чувств не поведали бы нам ничего; в иной ситуации мы восприняли бы исследовательский процесс как проявление стихийных сил. Почему? Да по определению – ведь цивилизация III типа непознаваема для существ, подобных нам; она для нас – Бог и Чудо. А пути Господни, как известно, неисповедимы.

    Но те пришельцы, что кружат сейчас над Землей в летающих тарелочках, совсем иные. Я недаром подчеркивал Их антропоморфность, владение речью, наличие одежд, нужду в питании и т. д. Несомненно, нам нанесли визит представители цивилизации II типа, чьи мотивы и цели для нас, в принципе, познаваемы. Значит, мы можем попробовать разобраться в Их намерениях – тем более, что мы в этом кровно заинтересованы.

    Так чего же они хотят, эти назойливые пришельцы?

    3. Официальный контакт – возможен ли он?

    Отмечу, что частные контакты (контакты третьего рода) имели место – если не придираться к достоверности соответствующих историй. Но до сих пор инопланетяне остаются явлением сомнительным, официально не признанным ни учеными, ни политиками, ни всей массой обитателей нашей планеты; до сих пор мы не имеем бесспорных доказательств Их присутствия, и этот факт не занял подобающего места в нашем земном менталитете. Значит, настоящего контакта не было.

    Что же имеется в виду под «настоящим» контактом? Одна из двух возможных ситуаций:

    пришельцы устанавливают официальный контакт с ООН и правительствами ведущих земных держав, а ООН и правительства информируют о свершившемся событии все население Земли;

    пришельцы устанавливают контакт непосредственно с большей частью земного населения.

    Реализовать любой из этих вариантов Им нетрудно. Для этого не нужны эффектные кульбиты летающих тарелок над Кремлем или Белым Домом с последующей высадкой инопланетных дипломатов. В настоящее время пришельцы могут обратиться к правительствам и большей части земного населения с помощью радио– и телевизионной связи, и сделать это в глобальных масштабах, исключающих возможность какой-либо мистификации. Однако таких обращений, то есть попыток официально связаться с нами, мы до сих пор не наблюдали.

    Уфологи, рискующие высказать какие-либо предположения насчет пришельцев, обычно утверждают, что контакт невозможен в силу интеллектуального неравенства между Ими и нами. Это очевидная истина, покрывающая все остальные соображения на сей счет. Какие именно? Ну, например:

    инопланетяне не вступают с нами в контакт, чтобы не нарушить процесс естественного развития нашей цивилизации;

    инопланетяне не вступают с нами в контакт, поскольку на данном этапе развития земного общества контакт может оказаться для нас опасным;

    инопланетяне не вступают с нами в контакт потому, что этот контакт может оказаться опасным для Них (земные пороки так прилипчивы!);

    инопланетяне не вступают с нами в контакт потому, что мы не можем сказать Им абсолюно ничего интересного – Они знают все, что знаем мы, и еще сорок раз по столько же.

    Можно измыслить еще ряд причин, но все они сводятся к нехитрой мысли, что пришельцы слишком умные, а мы – слишком глупые, то есть все к той же идее интеллектуального неравенства. Однако я должен заметить, что такая попытка объяснения на самом деле не объясняет ничего. Интеллект – особенно интеллект не личностный, а общественный, так сказать "интеллект расы" – слишком глобальное понятие, и любые ссылки на него туманны и неопределенны. В широком смысле интеллект включает следующие элементы:

    сумму рациональных знаний, накопленных человечеством в научной сфере, плюс все достижения культуры и искусства;

    ум в его высшем выражении – развитое абстрактное мышление, способность устанавливать связи между фактами, воспринимать и продуцировать новые идеи;

    высокоразвитый язык, с помощью которого можно описать сложные отвлеченные понятия;

    этику общественных и личностных отношений, включая интимные отношения между полами, понятие о Добре и Зле, и многое другое.

    Из сказанного ясно, что я понимаю под интеллектом не только разум, и в данном контексте такое широкое понятие этого термина кажется мне справедливым – ведь мы предстаем перед пришельцами во всем многообразии своих параметров, своего ума, знаний, эмоций, предрассудков и понятий о нравственности. Какой же конкретный параметр делает контакт невозможным?

    Во всяком случае, не умственное неравенство, не различный уровень знаний. В конечном счете знания являются системой простых, более сложных и очень сложных моделей (например, планетарная и квантовомеханическая модели атома). Подобно многим представителям точных наук, я считаю, что понятия о сложных явлениях могут быть изложены в рамках сравнительно простых и доступных моделей. Подобное изложение – дело отнюдь не простое, но вполне реальное; ряд ученых, блестящих представителей нашей цивилизации, не раз демонстрировали это на практике. Так неужели пришельцы глупее нас? Разумеется, нет; если бы Они хотели, Они могли бы изложить нам свою цель ясно, просто и понятно. А раз такое изложение в принципе возможно, то мы способны дойти до него и сами.

    Так что не стоит слишком напирать на интеллектуальное неравенство, понимая под интеллектом единственно разум и сумму знаний, которой владеет носитель этого разума. Проблема, я полагаю, в другом, и мы не приблизимся к ее решению, пока не представим себе – хотя бы в общих чертах – общество пришельцев, его социологию, мораль, конфликты и интересы. Но это – увы! – невыполнимая задача. Ведь о пришельцах мы знаем так мало!

    4. Заглянем в будущее

    Сделаем в рамках нашей игры еще одно допущение, сформулировав его так: ПРИШЕЛЬЦЫ – ЭТО КАК БЫ МЫ В БУДУЩЕМ. Что означает данный тезис? Представим, что нам, землянам, удастся в будущем построить высокоразвитое в технологическом отношении общество – через тысячу или десять тысяч лет. Тогда, базируясь на сходстве облика, физиологии и психологических аспектов, определяющих тягу к космической экспансии, мы вправе предположить, что между нашим будущим обществом и современным обществом пришельцев просматривается некоторое подобие. Иначе говоря, хоть наша Грядущая Космическая Цивилизация будет сильно отличаться от инопланетной, она все-таки больше похожа на нее, чем современное земное общество. При этом, сколь туманными ни являлись бы наши представления о будущем Земли, они все же определеннее нулевой информации об обществе пришельцев. Значит, мы можем продолжить наши игры: построить модель земного будущего, представить себя собственными далекими потомками (то есть как бы пришельцами), и с точки зрения потомков взглянуть на нас сегодняшних.

    Этот фокус не так уж нелеп; ведь мы не отождествляем наших потомков с пришельцами, а лишь хотим выяснить, что заставило бы их, потомков, воздержаться от контакта с предками, если бы такой контакт стал достижим. Быть может, в результате подобной инверсии (подмены инопланетян нашими потомками) мы обнаружим некий параметр, составную часть интеллекта, который делает контакты нежелательными или невозможными с точки зрения высокоразвитых существ? Это было бы любопытно, и это позволило бы нам, используя метод аналогий, что-то сказать о настоящих пришельцах.

    Но футурологическое прогнозирование – очень непростая задача: нам пришлось бы проследить эволюцию таких понятий, как труд, власть, секс, религия, нравственный императив, жизненные цели и так далее, и тому подобное. К счастью, нет необходимости копать так глубоко, ибо интересующий нас ответ лежит на поверхности: наши потомки, как и пришельцы из космоса, будут питать к нам глубокое, непреодолимое ОТВРАЩЕНИЕ. Именно оно и является одной из препон для контакта.

    Почему? – спросите вы, и тут же скажете: войны, убийства, голод, преступления, насилие над природой и другие пороки нашего общества – вот причина отвращения. Но такой ответ примитивен – ведь мы сами не испытываем непреодолимого отвращения к своим далеким предкам, вершившим всяческие зверства. Мы понимаем, что война является массовым убийством, но солдаты убивают по приказу, потому, что они обмануты идеологами или запуганы политиками; мы не оправдываем солдат, но мы их понимаем. И наши потомки тоже будут понимать, что мы воевали и убивали не столько из любви к убийству, сколько находясь в безвыходных обстоятельствах, в тисках своей эпохи. Что поделаешь, в наше время убийство остается приемлемым способом разрешения конфликтов, то есть не превратилось в безусловное табу, подобное каннибализму, вызывающему физиологическое отвращение. А речь идет именно об этом, о физиологической реакции.

    Я уверен, что причины отвращения потомков будут корениться в ином – не в убийствах на войне и даже не в терактах, а в том, что вся наша обыденная «мирная» жизнь – сплошное убийство, мучение и надругательство над людьми. Именно обыденность преступлений, которые творятся у нас ежеминутно, ежечасно, и внушает физиологическое отвращения всякому высокоразвитому существу.

    Я приведу только три примера, коснусь трех аспектов нашей грядущей цивилизации, в которых она будет резко отличаться от настоящего:

    1. Мы убиваем животных ради пропитания, ради меха и кожи. Эти убийства свершаются постоянно, выглядят ужасно и, если вдуматься, явление чудовищно антигуманное. Но – увы! – необходимое! Что не меняет картины в целом: все мы, за исключением вегетарианцев, могильники для чужой плоти.

    В БУДУЩЕМ УБИЙСТВО И ПОЕДАНИЕ ТРУПОВ ЖИВОТНЫХ ИСКЛЮЧЕНО.

    2. Наш способ воспроизводства потомства ужасен. Не секс, не любовь, а именно способ воспроизводства, приводящий к девятимесячной беременности и мучительным родам – точно такой же механизм размножения, как у зверей.

    В БУДУЩЕМ ЖЕНЩИН ИЗБАВЯТ ОТ МУЧЕНИЙ. ПОСЛЕ ЗАЧАТИЯ ПЛОД

    БУДЕТ УДАЛЕН, И РЕБЕНКА ВЫРАСТЯТ ИСКУССТВЕННЫМ ПУТЕМ.

    Замечу: искусственным – с нашей дикарской точки зрения; потомки же будут считать это самым нормальным, гуманным и человеческим способом.

    3. Мы, современные люди, страдаем жуткими болезнями – извращениями или отклонениями от нормы, которые превращают человека в страшное чудовище, более страшное, чем твари из фильма «Чужие». Вот далеко не полный перечень: зоофилия, каннибализм, садизм и мазохизм, некросадизм и некрофагия, педофилия и другие преступления против детей. Стоит заглянуть в вузовский курс частной сексопатологии, как волосы становятся дыбом.

    В ГРЯДУЩЕМ ЭТИ ОТКЛОНЕНИЯ ИСЧЕЗНУТ. ОНИ БУДУТ ИСКЛЮЧЕНЫ

    В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЩАТЕЛЬНОГО ГЕНЕТИЧЕСКОГО ОТБОРА.

    Говоря о будущем, я вовсе не имею в виду рай земной или светлое розовое завтра, устроенное по коммунистическому или капиталистическому образцу. Но этот грядущий мир, как бы он ни был устроен, будет гораздо рациональней нашего – а следовательно, менее жесток. Ведь жестокость, особенно немотивированная и неосознанная, иррациональна.

    5. Снова о пришельцах. Завершающий аккорд

    Итак, вернувшись к пришельцам из космоса, я утверждаю, что Они, подобно нашим потомкам, испытывают к нам непреодолимое отвращение; это является одной из возможных причин, по которой с нами не вступают в официальный контакт. Мы для Них – убийцы, садисты, пожиратели падали, палачи. О чем с такими толковать?..

    Но существут и более глубокие обстоятельства. Если проанализировть материалы о пришельцах, становится ясным, что Их внимание привлекают наши вооруженные конфликты, стихийные бедствия и объекты вроде атомных станций и ядерных арсеналов – словом, все, что грозит катастрофой и существенным сокращением народонаселения. Они как будто заинтересованы в том, чтобы мы плодились и размножались без помех. Почему?

    Чтобы ответить на этот вопрос, следует опять обратиться к нашему будущему и выяснить цели грядущего земного общества. В чем его приоритеты и каковы они? Полное и всеобщее изобилие? Создание машин, приборов и транспортных средств с невиданными, фантастическими возможностями? Полеты в космос? Колонизация иных миров? Эфирные города над кольцами Сатурна? Что еще?

    Все это вполне достижимо и, в том или ином виде, будет достигнуто. Но я считаю, что человечество в эпоху зрелости поставит во главу угла отнюдь не сытый желудок, не повышение скоростных характеристик звездолетов и не экспансию в космос. Есть более серьезные проблемы, а именно – разгадка Великих Тайн Бытия. К ним я отношу следующие вопросы: существует ли Бог, Абсолют или некая Сила – скажем, сверхцивилизация III типа, правящая Мирозданием?.. если существует, то в каком отношении к ней находится человек?.. что происходит с ним после смерти, и если его ожидают прах и забвение, то можно ли эту ситуацию как-то изменить?.. в чем заключена тайна гениальности и других паранормальных человеческих талантов?.. безгранично ли познание и возможности нашего мозга?.. может ли целая раса уйти во тьму небытия или ее след навсегда впечатан в галактическую ноосферу?.. Ну, и так далее, и тому подобное.

    Достигнув уровня цивилизации II типа, мы можем, к своему сожалению, убедиться, что возможности нашего разума не позволяют раскрыть Великие Тайны Бытия. Либо позволяют, но в далеком, очень далеком будущем, не через тысячи, а через миллионы лет. Но просуществует ли столько земное человечество? Захотим ли мы ждать? Ведь люди так нетерпеливы!

    Тогда возникнет тривиальная идея: вступить в контакт с цивилизацией III типа и спросить у нее. Отчего бы не попробовать? Отчего бы не выслушать этих космических мудрецов, не попытаться понять, что они нам скажут? Лишь удалось связаться с ними…

    Связаться? Но как?

    Тут мы вступаем на почву зыбких предположений. Лично я полагаю, что сверхцивилизация во всех отношениях столь далека от нас, что контакт с помощью технических средств, радиосвязи, лазеров или иных излучателей энергии, невозможен. Но почему бы не осуществить его на ином уровне, базируясь на паранормальных способностях разума, то есть ментальным путем? Фактически это означает, что в качестве устройства связи используется самый совершенный биологический инструмент, какой только есть в природе – человеческий мозг.

    Здесь, однако, мы – вернее, наши потомки – могут столкнуться с проблемой недостатка мощности. Ментальное излучение одного мозга, или сотни, или тысячи слишком ничтожно – необходимы миллиарды, то есть население целой планеты. К тому же никто не способен предвидеть последствия такого контакта – ведь в результате все живущие в нашем мире могут повредиться головой или мгновенно погибнуть от умственного перенапряжения. И тогда, если наши потомки достаточно беспринципны и уже неплохо освоились в Галактике, они отыщут обитаемый мир, не достигший технологических высот Земли, подождут, пока его население не дорастет до десяти или двадцати миллиардов, и проведут свой опыт с помощью чужих мозгов. При этом вступать в связь с абаригенами, с этими недоумками, совершенно не нужно – тем более, что они так отвратительны!

    Все ли вам понятно, господа?

    * * *

    Мое сообщение, если я не ошибся в своих гипотезах – опасный прецендент. Отсюда вывод: я не уверен, что мы доживем до завтрашнего дня в добром здравии. Ведь существует множество способов разделаться с нами по-тихому: пожар, землетрясение, наводнение и массовое отравление алкоголем.

    Но все не теряйте надежды, дорогие коллеги. Не исключено, что я сам – эмиссар пришельцев и просто вешаю вам лапшу на уши. И в этом случае мы все в полной безопасности.

    ДИСКУССИЯ ПО ДОКЛАДУ

    Передать дискуссию во всех нюансах не представляется возможным, так как она была бурной, шумной и часто прерывалась хохотом. Но отдельные моменты все же достойны упоминания.

    Леонид Смирнов, в частности, заметил, что не верит в заинтересованность пришельцев в росте народонаселения Земли – в России, например, женщины скоро вообще перестанут рожать, мужчины сопьются и земли опустеют (в чем Смирнов видит несомненное влияние пришельцев). Докладчик Ахманов с этим согласился, но сообщил, что в планы пришельцев входит заселение освобождающихся территорий китайцами, которые размножаются гораздо быстрее россиян.

    Святослав Логинов сказал, что с ним пришельцы не справятся, ибо он обладает большой магической силой и может навести порчу на любого инопланетянина (при этом он тыкал пальцами в сторону писателя А.Первушина и критика В.Владимирского). В ответ Ахманов озвучил новую, самую свежую мысль: вероятно, пришельцам численность землян не важна, а они ждут, когда несколько тысяч особей поднимутся интеллектуально до магической силы Логинова. Тут они эту братию и приставят к делу.

    Марианна Алферова пожалела домашних животных, коров, овец, кур и уток, которых мы хоть и едим, но в то же время разводим в крупных масштабах, давая им кратковременное, но все-таки право на жизнь. Ахманов заверил ее, что в будущем для коров, кур и так далее выделят хорошо оборудованную планету у Альфы Центавра, где они станут пользоваться абсолютной свободой в компании волков и тигров.

    Антон Первушин заверил присутствующих, что инопланетяне Земле не страшны, так как есть на них управа – Люди В Черном. При этом он демонстрировал свои черные брюки и свитер, кивал на Сидоровича (у того была черная куртка) и на других коллег в темных одеждах. Ахманов очень обрадовался, что Люди В Черном всех спасут, но заметил, что среди них, по международному стандарту, обязательно должен быть негр. Его тотчас перебили криками, что негров от литературы здесь хватает.

    Затем Люди В Черном собрались в кружок и стали совещаться: спасать ли Землю немедленно или сначала выпить пива.

    Раздел 3. ПОЧЕМУ КНИ'ЛИНА НАС НЕ ЛЮБЯТ

    Доклад, прочитанный на заседании секции фантастики Союза писателей Санкт-Петербурга 30 октября 2006 г.


    Прежде всего я хотел бы сказать пару слов о фантастике и писателях-фантастах – например, о тех, кто пишет о грядущем, то есть прогнозирует будущее, размышляет о нем. Заметьте, обычный человек редко строит долговременные прогнозы и, условно говоря, «думает» на день вперед или на месяц – в лучшем случае на несколько месяцев, мечтая о времени отпуска. Политик или ученый «думают» в своей области на год, на два или на десятилетие; а тот, кто может «думать» на половину века – безусловно, гений. Мы, фантасты, в большинстве своем не гении, но рискуем заглянуть в грядущее на сотни и тысячи лет. Нет еще никаких звездолетов, но мы уже побывали у звезд, нет космических пришельцев, но мы уже рассмотрели множество ситуаций контакта, нет искусственного интеллекта, но мы уже обдумали, чем может грозить человечеству разумный робот. В этом наша социальная функция – предсказывать то, что, возможно свершится, а возможно и нет. Из дальнейшего будет ясно, почему я решил высказаться на данную тему.

    О моей последней работе. Я тружусь над сериалом, который посвящен космическому будущему земного человечества. Одна тема – история тягот «вхождения» Земли в клуб галактических цивилизаций, далеко не всегда благожелательных к новому партнеру; другая – прогрессорство; третья – те ограничения, с которыми мы можем столкнуться, встретившись с чуждым разумом. Сериал распадается на два цикла: ранняя история – ближайшие века, и время зрелости – конец третьего тысячелетия. К первому циклу относятся романы «Вторжение», "Ответный удар", "Бойцы Данвейта", "Темные небеса"; второй цикл включает книги "Посланец небес", "Далекий Сайкат", "Недостающее звено" и еще одну, над которой я сейчас работаю. Это романы о ксенологе Иваре Тревельяне, сотруднике Фонда Развития Инопланетных Культур, который, если использовать терминологию Стругацких, занимается прогрессорством.

    В общем-то все эти темы, галактические войны, прогрессорство и так далее, весьма избиты. Я, однако, поставил себе другую задачу: описать те инозвездные цивилизации, с которыми сталкиваются мои герои. В первую очередь меня интересуют те существа, которые подобны нам и с полным основанием могут быть названы людьми – иначе говоря, гуманоидами.

    Почему именно они? Потому, что описать физиологию и обычаи далеких от нас созданий, каких-нибудь разумных осьминогов или пауков, гораздо проще; между нами и этими тварями столько различий, что полет фантазии беспределен. Но если существо из космоса похоже на нас с вами, то надо хорошо подумать о причинах его неприязни или, наоборот, особой расположенности к земному человечеству. На мой взгляд гуманоиды (те, что почти как люди) в фантастике описываются нечасто, и в этой нише есть еще незанятые уголки.

    Примеры.

    1. Что сказать о каллистянах Мартынова? Чернокожие и живут при коммунизме, а остальное – как у нас.

    2. Ле Гуин превосходно изобразила гуманоидов иных миров, и я старался двигаться по ее следам. Но у нее почти все эти существа – все-таки земные люди, расселившиеся некогда у звезд и изменившиеся под чужими солнцами.

    3. Если вспомнить Стругацких ("Трудно быть богом", "Обитаемый остров"), то АБС не ставили задачу описания инозвездной цивилизации, а рассматривали другие и очень сложные проблемы социального и этического порядка – в частности, столкновение нормального человека с архаическим или тоталитарным обществом. Их гуманоиды – люди, без всяких "почти".

    Итак, я занялся гуманоидами и изобрел несколько рас – фаата, кни'лина, хапторов, параприматов, осиерцев и жителей планеты Пекло; еще у меня имеются псевдогуманоиды лоона эо, внешне похожие на людей, но у них четыре пола и размножаются они исключительно телепатически. Но, на мой взгляд, интереснее те, у которых все как у людей – например, кни'лина. Вот о них и поговорим.

    * * *

    Конечно, никакого братства по разуму я изображать не хотел и поставил вопрос ребром: почему Они нас так не любят? У Них масса сходства с нами: внешний облик, физиология, метаболизм, способ размножения, наука и техника, города, машины, космические корабли. Однако исходят пеной и скрежещут зубами (то и другое у Них есть). Причины этого лежат в психике и эмоциональной сфере. Рассмотрим их по порядку.

    1. У гуманоидов есть – или была – религия. Она может оказаться не такой спорной, как христианство; например, Они считают, что Бог не творил Вселенную и всех живых созданий, и что Они естественным образом эволюционировали из низших существ, как подтверждают данные археологии и палеонтологии. Однако в какой-то момент явилось божество и одарило безмозглых тварей (Их троглодитов) разумом. Такую идею опровергнуть гораздо тяжелее. У Них имеются священные книги, лишенные противоречий Библии и Корана и содержащие только заповеди и мудрые мысли – и никаких сомнительных исторических фактов. Вот примеры этих максим:

    Лицом к лицу – лица не увидеть.

    Потомство человека – его тень, протянувшаяся в грядущее.

    Ничто не свершается без греха.

    Желающий судить безгласного – сам преступник.

    Уважай смерть, ибо перед тобой погибшая Вселенная.

    Еда и питье – вот узы, соединяющие каждого с каждым.

    Религия формирует определенный взгляд у исповедующей ее расы, взгляд на самих себя: эти существа, как и мы, считают себя божьими избранниками, единственными и неповторимыми. И вдруг Они встречаются с нами, а мы – такие же, как Они! Это шок. Неужели тоже избранники? Не может такого быть! Начинаются поиски крупных отличий, но их нет; тогда в ранг крупного возводится мелкое. Это попытка доказать, что Они лучше нас, и потому мы не избраннмкм Бога, а так, отходы божественного производства.

    Напомню, что прецеденты на Земле имелись. Когда был открыт Новый Свет, перед церковью встал кардинальный вопрос: являются ли индейцы людьми, обладающими душой, или они просто говорящие животные. В первом случае их можно крестить, а во втором – никак нельзя.

    2. Перейдем к мелким отличиям, касающимся питания. Кни'лина – вегетарианцы, но не едят мясо не по физиологическим причинам или гуманным соображениям, а из брезгливости; поедание трупов, то есть мертвечины для Них отвратительно. В то же время у Них изысканная кухня, и существует множество растений, поставлящих белок. Кстати, спиртное для кни'лина отрава, быстродействующий яд; зато у Них развито целое искусство составления напитков из овощных и фруктовых соков.

    3. Самое заметное внешнее отличие кни'лина от землян – полное отсутствие волос (кроме ресниц). Это Их не портит, и Их женщины и мужчины соответствуют земным эталонам красоты. Но разница в питании и волосяном покрове позволяет Им считать землян волосатыми пожирателями падали. Земляне не остаются в долгу и называют кни'лина плешаками.

    4. Любовь и секс у кни'лина отделены от воспроизводства потомства, которое может осуществляться искусственным путем. В силу этого эмоциональная связь между родителями и детьми отсутствует; дети удалены из общества взрослых, и их воспитание доверено профессионалам. На земную семейную традицию Они смотрят как на дикарский пережиток.

    5. В Их бытовой сфере привычка к роскоши сочетается с простотой. Предметы быта немногочисленны, традиционны, но выполнены превосходно. Мебели очень немного: низкий стол, подушка для сидения, встроенные в стены шкафы, ложе для отдыха. Одежда бывает четырех видов, и три из них очень просты: рабочие одеяния, домашние и ритуальные, те, в которых обращаются к Богу. Последняя церемония производится почти нагишом, в опоясывающих талию шарфах или передниках, так как в священных книгах сказано: нагими приходим мы в этот мир, и нагими должны поклоняться божеству. Парадная одежда представляет собой богато расшитый камзол или особый вид рубахи с расшитой безрукавкой, а также лосины, пояс и башмаки. Вместе с парадным одеянием носят диадемы, наплечные и наколенные украшения, украшения пояса, рук и лица. Ювелирное искусство очень развито.

    Кни'лина непонятен обычай землян окружать себя множеством предметов или изготовлять предмет определенного назначения – например, стол или светильник – в гигантском количестве вариаций. Они считают это не дикостью, не расточительством, а просто бесспорным признаком слабоумия. У Них чаша для питья или тарелка всегда имеют одну и ту же форму, различаясь только величиной и росписью.

    6. У кни'лина нет различных народов, стран и языков, Их культура едина. В то же время Их раса состоит из двух подвидов, которые, за неимением земных аналогий, принято именовать кланами Ни и Похарас. Члены этих кланов обладают специфической, искусственно измененной генетикой, и брачные союзы между ними не дают потомства. Причина в следующем.

    В начале технологической эпохи материнская планета кни'лина захватила крупный астероид, ставший второй луной. Разразилась катастрофа планетарного масштаба, за которой последовал период войн и одичания, а затем – пандемия болезни, от которой вымерло население единственного материка. Жизнь и цивилизация сохранились на отдаленных островах, самыми крупными из которых были Ни и Похарас. Медики этих территорий нашли способы генетической перестройки, делающие организм невосприимчивым к заболеванию. Эти способы на каждом острове были свои, и в результате раса кни'лина распалась на два не скрещивающихся между собой подвида.

    Такое положение дел кни'лина кажется естественным. Наличие у землян разных народов и рас Они воспринимают как признак вырождения или странной мутации.

    7. Во время упомянутой выше пандемии зараза передавалась воздушным путем. В результате сформировался обычай не приближаться близко друг к другу, а сохранять расстояние четыре-пять шагов. На такой дистанции располагается коно или личное пространство, нарушать которое допустимо лишь для слуг, врачей и очень близкого человека, возлюбленной или возлюбленного. Следствием этого обычая стала огромная площадь жилых, производственных и общественных помещений. Так, совместная трапеза на шесть персон требует круглого зала двенадцатиметрового диаметра, у стен которого расставлены шесть столов на изрядном удалении друг от друга. Обычай землян близко контактировать, дышать друг на друга, обонять запахи другого человека и, тем более, касаться его представляется кни'лина отвратительным и оскорбительным.

    8. Наконец последнее, но, быть может, самое важное. У кни'лина и у всех прочих гуманоидов внеземного происхождения есть искусство. Едва ли не каждый народ знаком с музыкой и теми ритмичными телодвижениями, которые полезны после плотного обеда и позволяют продемонстрировать изящество фигуры. Очень распространенным является различное художество – с учетом достижений голографии, светоживописи и телепатической передачи изображений. К этим видам примыкают архитектура, бытовой и промышленный дизайн, ювелирное, кулинарное, ландшафтное мастерство и тому подобное. Существует, разумеется, и литература, слившаяся с кино и театром; автор может описать события в виде текста или «оживить» их, создав с помощью компьютера и анимационных программ героев и соответствующую обстановку.

    Однако во всех цивилизациях, и у кни'лина тоже, подобные творения являются литературой факта, то есть описывают реальную, а не выдуманную действительность. Так, например, литература кни'лина включает исторические и семейные хроники, поучительные биографии (как великих людей, так и вполне рядовых), занимательные описания природы и всяческих живых существ, религиозные книги, сочинения о нравственности и на другие философские темы, и так далее. Все это близко к нашей документалистике. Кни'лина, как и прочие гуманоиды, не в силах представить фантазийный творческий процесс, результатом которого является сотворение вымышленного мира и никогда не существовавших людей. Иными словами, у них нет художественной литературы, а также пьес и сценариев, на которых основаны театральное и киноискусство. Им совершенно непонятно, как автор или актер могут перевоплощаться в другие персонажи, говорить и действовать за них.

    Эта способность землян к выдумке и перевоплощению, результатом которой стали романы, рассказы, фильмы и т. д., неоднозначно оценивается галактическими расами. Одни – например, гедонисты лоона эо – восприняли ее с восторгом, сообразив, что это потрясающий вид развлечений; они наслаждаются чтением книг о Конане Варваре, Тарзане, статском советнике Фандорине и Шерлоке Холмсе. У прочих, к которым относятся кни'лина, этот странный дар земной психики вызвал отторжение. Как можно мысленно перевоплотиться в другую персону? Тем более, во многих персон? – спрашивают кни'лина. По их мнению, это свидетельствует о нестабильности сознания, о его раздвоенности, о психической болезни – то есть, скажем прямо, о шизофрении. Правы кни'лина или нет, но наша художественная литература заставляет их считать всех землян шизофрениками.

    Как вы думаете, какие из этих писателей-шизоидов самые отпетые и опасные?








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх