• Веды
  • Брахманы
  • Упанишады
  • Объяснение индийских терминов
  • СЛОВАРЬ
  • Особое послание (12) йога Рамачараки
  • Чтение 12. Веды и Словарь

    Изучающим философию и религиозные системы Индии приходится часто встречать упоминания о «Ведах» и «Упанишадах», священных книгах Индии; но зачастую они не находят удовлетворительных объяснений, что такое Веды и Упанишады, из чего они слагаются и каково их происхождение. Потому, будет уместным, дать здесь нашим читателям краткие сведения по этому предмету.

    Веды

    Вообще говоря, под Ведами следует понимать индийские священные книги, состоящие из следующих священных писаний, а именно: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа, а также Брахманы и Упанишады; сюда же относятся поэмы, гимны, священная литература, церковные служебники и общая религиозная философия индийских религиозных систем. Но строго говоря термин «Веды» служит для обозначения только священных писаний индусов, которые мы и рассмотрим.

    Веды имеют чрезвычайно древнее происхождение; первоначальная их история теряется «во временах доисторических». Существуют указания на существование этих священных писаний уже несколько тысячелетий тому назад, хотя, по всей вероятности, и в те времена существовали старинные манускрипты; а до этого, по обычаю всех восточных стран, священные учения передавались устно, от отца к сыну и от учителя к ученику. Священных книг насчитывается более ста, но их основные положения можно найти в «четырех ведах», а именно: в Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе.

    Ригведа считается самой старинной книгой и, вероятно, является самой существенной из всех четырех. В ней насчитывается более тысячи необычайно длинных гимнов, посвященных преимущественно описанию торжественных богослужений и церковных обрядов. Эти гимны распределены в десяти книгах, называемых мандалы; из них шесть составляют «семейные книги», т. е. написанные изначально каким-либо мудрецом или поэтом, а затем дополненные его потомками. Ригведа трактует о многих предметах, но более всего посвящает внимание мифологии, а потому последовательные части этого труда показывают развитие индийской мифологии и постепенное разрастание наиболее элементарных понятий индусов в целые системы богов и полубогов.

    Яджурведа посвящена главным образом обрядностям и жречеству; написана она метрическим стихом, хотя по временам встречается и некоторый род прозы. На ней заметно влияние Ригведы, которая признается ею за авторитет. В Яджурведе говорится о жертвоприношениях, священнических обязанностях, обрядах, словом, о «церковном механизме»; формализм, ритуал и церемониал – вот ее тема. Философии же, метафизики и духовных учений она касается весьма мало.

    Самаведа, справедливо названная «ведой гимнов», кроме того, что содержит много стихов, мелодий и либретто, еще перечисляет разные благочестивые восклицания, которые вставлялись в церковное пение, подобно тем увещаниям и восклицаниям, какие приняты были некоторыми христианскими сектами во время молитв или проповедей, вроде «Аминь! Слава Богу! Хвалите Господа Бога!» и т. п. Этот обычай был свойствен многим древним индусам и даже сохранился до наших дней в некоторых сектах, для возбуждения пылкого энтузиазма молящихся.

    Атхарваведа называется «ведой психических сил», так как она подробно останавливается на разных методах, ведущих к развитию сверхъестественных способностей, чувств и сил. Здесь говорится как о высшем, так и о низшем применении этих сил, причем обсуждается их классификация, начиная с высших форм психической силы до самых низших форм волшебства, колдовства и черной магии. Индийский ум всегда тяготеет к глубокому исследованию предмета, почему и в данном случае добиваются логических умозаключений смело и без колебаний.

    Книги, входящие в состав Атхарваведы, числом около двадцати, содержат бесчисленные «рецепты» и формулы для благословений, проклятий, чар, колдовства, волшебных обрядов, воззваний, вызываний духов и т. п.; разнообразием и подробностями они превышают многие подобные сочинения евреев, греков и других народов, показывая, до какой степени человеческий разум способен увлекаться в этом направлении. И странно сказать, среди этой массы методов и т. п. в некоторых частях этого труда попадаются возвышенные идеи, мысли и рассуждения, очевидно, формулированные одновременно с прочим содержанием и попавшие в одну книгу скорее благодаря этому совпадению во времени, чем по какой-либо общности идей, или же связи с основной темой. Современные индусы, а вернее индусы многих столетий тому назад, признали решительное несогласие между частями Атхарваведы, которое их делит на два отдела, соответствующие западным терминам «белая и черная магия».

    Брахманы

    Существует много школ, различно толкующих Веды, и каждая школа имеет много комментариев, возникающих на почве этих толкований. Вследствие такого разногласия возникли многотомные Брахманы, т. е. нечто вроде теологических комментариев Вед. Особенно подробно комментируется отдел Вед, касающийся обрядностей, формальностей и разных догматов веры. Все это сопровождается многочисленными ссылками на самые оригиналы и цитируются «тексты», согласно укоренившемуся обычаю разных западных сект. Из этих первоначальных брахман развились позднейшие формы комментариев, известных под названием араньяки, или «лесные трактаты», так как написавшие их учители проживали в лесах. Эти произведения носят более возвышенный характер в сравнении с брахманами; они, преимущественно, мистического направления и затрагивают самые возвышенные стороны индийской религиозной мысли. Эти книги являются как бы связующим звеном между Брахманами и Упанишадами. Две наиболее важные из них известны под названиями Айтарея и Таиттирия.

    Упанишады

    В дословном переводе «упанишада» значит «сидящий рядом» или «задушевное поучение». Термин этот употребляется в смысле «эзотерического учения», а чаще всего, – в смысле «конца Вед», т. е. философских произведений, заканчивающих все целое Вед, или священных книг Индии. Упанишады посвящены теологическим, философским и метафизическим рассуждениям; аргументация, обсуждение, поучение и размышление – вот их область; тогда как собственно Веды, Брахманы и Араньяки (см. предыдущую часть этого чтения) преимущественно занимаются мифологией, обрядностью и церемониалом. Древнейшие священные книги занимаются выяснением религиозных, нравственных и церковных обязанностей, ссылаясь лишь на вмешательство сверхъестественных сил, – Упанишады же посвящают себя, главным образом, исследованию природы человека и вселенной и их отношения к бесконечному Бытию. Упанишады витают в более возвышенных плоскостях человеческой мысли, почему они решительно предпочитаются индийскими философами и метафизиками, хотя жрецы, конечно, оказывают предпочтение древнейшим произведениям, которые более соответствуют их профессии и призванию, а следовательно, и ближе их сердцу.

    Упанишады тесно связаны с араньяками и часто или «включаются» в их содержание, или образуют их заключения, свидетельствуя, таким образом, о своем общем происхождении от «лесных мудрецов». А в конце некоторых брахман часто встречаются араньяки и упанишады. Таким образом от древнейших Вед до позднейших упанишад тянется непрерывная нить последовательности и родства. Поэтому общий термин «Веды» применяется ко всем этим священным книгам, или писаниям. Трудно установить точно время появления первых упанишад; во всяком случае, стариннейшие из них были известны лет за тысячу до христианской эры, а очень вероятно, что они существовали даже за много столетий раньше этого времени. Древнейшие упанишады принадлежат к первоначальной школе Вед, между тем как некоторые из позднейших имеют школы, основанные на их собственных учениях.

    Двумя наиболее важными упанишадами считаются Брихадараньяка и Чхандогья, которые принадлежат к Ведической школе. Затем уже следуют: Айтарейя, Каушитака, Тайттирия, Катха, Майтричанья, или Манава, Кена, Талавакара, Иша, Шветашватара, Маханара, Прашна, Мандукья и многие другие, более или менее важные и пользующиеся большей или меньшей популярностью, значением и авторитетностью. Вообще, насчитывается около 235 упанишад, пользующихся заметным весом и известных современным индусам. Кроме того, существуют краткие, секретные писания, чтимые и хранимые как сокровища некоторыми сектами и школами Индии; их не разрешают переводить, и многие из них никогда не появлялись в печати, а передавались лишь устно или в виде частных рукописных копий. Индусы утверждают, что Упанишады еще не закончены и что число их книг может увеличиться в будущем.

    Упанишады представляют цельную систему индийской философской и религиозной мысли в ее богатом разнообразии образов и толкований. Это самое обширное собрание философских произведений, когда-либо существовавшее в древнем или в современном мире. Сверх того, убеждаемся, что благодаря удивительно тонкому анализу и разнообразию подробностей, в этих книгах затрагивается всякое возможное метафизическое помышление, когда-либо возникавшее в человечестве вплоть до наших дней – то есть, никогда ни один народ не был способен создать какое-либо метафизическое понятие, которое не имело бы соответствующего ему понятия в одной из упанишад. Упанишады – это исторический памятник энергии, настойчивости и проницательности индийского ума в области метафизики. Но отмеченный факт имеет и свою слабую сторону. На Западе недаром говорят, что «при помощи библейских текстов можно все доказать и все опровергнуть»; то же происходит и в Индии, где каждая секта, школа, или новое течение мысли, ссылаясь на «тексты» из Вед или Упанишад, доказывают свою правоту и опровергают прочих. Несмотря на это, существует всегда соглашение на почве основных начал и между строк всех учений можно ясно различать Внутренние Учения. В сущности, все эти учения имеют в виду одну Истину:

    «Существует лишь Единое – и только Единое».

    Объяснение индийских терминов

    Для людей Запада, изучающих индийские философские и религиозные системы, является большим затруднением незнакомство со специфическими санскритскими терминами, употребляющимися в произведениях такого рода. Поэтому находим полезным приложить здесь простой, ясный, специальный Словарь, содержащий определения и краткие объяснения специфических санскритских терминов, встречаемых как в этой книге, так и в других подобных сочинениях.

    Этот Словарь не даст читателю «авторитетные» академические определения терминов, но предлагаемые им объяснения каждого термина изложены по возможности просто и ясно, без малейших притязаний на академическую или научную точность. Мы имеем целью лишь одно: дать читателю возможность понимать значение каждого термина. Предлагаемые определения носят скорее «вольный» характер и вовсе не претендуют на точность и изысканность слога и формы схоластических учителей санскритского языка.

    СЛОВАРЬ

    Абхава. Принцип не-существования; без качеств.

    Абхеда. Тожество; не-раздельный; не-отдельность.

    Абхидья. Не-алчность; не-мстительный; не-тщеславный.

    Аварана. Внешняя оболочка ума.

    Аватара или аватар. Божественное воплощение; воплощение божества в человеческом образе.

    Авидья. Неведение.

    Авьяктам. Недифференцированное положение, или состояние пракрити, или природы, до проявления.

    Адарша. Ментальное зеркало; психическое видение.

    Адвайта. Не-дуалистический; монистический; наименование монистической секты веданты.

    Аджна. Шестой лотос, по учению йоги Патанджали, расположенный в центре мозгового вещества, как раз за бровями; также употребляется в смысле «божественного познавания».

    Аджната. Обладающий божественной мудростью, или сверхчеловеческим психическим познаванием.

    Адити. Бесконечность.

    Адитьи. Двенадцать планетных духов.

    Адитья. Солнце.

    Адхарма. Неправедный; недобродетельный.

    Адхидайвика. Сверхъестественный; свыше обычного опыта.

    Адхикари. Достойный ученик Истины.

    Адхьяша. Отражение внешнего объекта; хамелеоновская способность изменять внешность, отсюда иллюзорный вид предметов.

    Акаша. Всемирный эфир, проникающий все пространство.

    Акханда. Целый; неразделенный.

    Акханда-Сат-чит-ананда. «Нераздельное Существование – Познание – Абсолютное Блаженство»; понятие о котором получается в самадхи.

    Аламбана. Созерцание внешних предметов.

    Амритатвам. Бессмертие.

    Ананда. Абсолютное блаженство.

    Анахата. Четвертый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, на одной линии с сердцем.

    Антахкарана. Внутренний орган разума, включающего способности рассуждать, решать и одаренного самосознанием.

    Анубхава. Осуществление.

    Анумана. Вывод; заключение.

    Апана. Нервные токи, управляющие выделительными органами; одно из пяти проявлений праны.

    Апаравидья. Познание внешнего, как противоположность внутреннего знания; поверхностное знание.

    Апарапратьякша. Психические ощущения вне области чувственности.

    Апас. Элемент воды.

    Апта. Достигнувший просветления.

    Апура. Достоинство.

    Арджавам. Прямой образ действия; прямолинейность.

    Арупа. Бесформенный.

    Асампраджната. Крайнее и высшее состояние сверхсознания.

    Асана. Поза, положение; положение человеческого тела во время медитации; третий шаг по системе йоги Патанджали.

    Асат. Небытие; несуществование.

    Асти. Существовать; быть.

    Атикранта-чавания. Размышление (медитация), приводящее к состоянию самадхи, или трансцендентальному сознанию, или экстазу.

    Атман. Дух; истинное «Я».

    Аум (или Ом). Символическое «священное слово», означающее – абсолютная Идея.

    Ахам. Эго; «Я».

    Ахамкара. Эгоизм; самосознание; саттва, или принцип самосознания.

    Ахара. Принятие пищи духовной и телесной.

    Ачарья. Гуру; духовный учитель и т. п. высшего класса, или положения.

    Ашвада. Психическая склонность; или свойство склонности.

    Брамин. Член высшей касты Индии; «дважды-рожденный» по индийской терминологии.

    Брахма. Олицетворенная концепция Брахмана; идея о божестве как о Творце; Бог-Творец ортодоксальной индийской Троицы.

    Брахмавидья. Познание Абсолюта; верховная мудрость; высшее знание.

    Брахман. Абсолют; То; Единое Существование; Первичное Бытие; Бог в высшем смысле слова.

    Будда. Великий основатель буддийской философии; по мнению некоторых – он воплощение Брахмана; Гаутама Будда, живший за 600 лет до Р. X.

    Буддхи. Определительная способность разума; определительное начало, возникшее из пракрити, путем вовлечения пуруши.

    Бхавана. Медитация; глубокомысленная мечта.

    Бхагавадгита. Священная книга Индии, или упанишада.

    Бхагаван. Высший титул для обозначения всемогущего; всеведующего; всесодержащего; обыкновенно применяется только к высшим учителям.

    Бхакта. Горячо любящий Бога; бхакти-йог.

    Бхакти. Горячая любовь к Богу.

    Бхакти-йог. Последователь бхакти-йоги.

    Бхакти-йога. Йога, или учение о любви к Богу.

    Бхеда. Отдельность; отсутствие единства.

    Бхикшу. Буддийский нищенствующий монах.

    Бхога. Чувственность; чувственное удовольствие.

    Бхуты. Грубые элементы природы.

    Вада. Знание, приобретенное аргументацией или рассуждением.

    Вайрагья. Уничтожение в себе привязанности к предметам и чувственным наслаждениям.

    Вайшеша. Атомная индивидуальность.

    Вайшешика. Школа, или система индийской философии, основанная Канадой, характерным отличием которой является «атомистическая теория». (См. чтение о трех второстепенных системах).

    Вайшнавы. Последователи и поклонники Вишну, или Кришны; одна из главных религиозных сект Индии. (См. чтение о религиях Индии).

    Вайю. Начало воздуха.

    Варуна. Бог в древнеиндийской мифологии.

    Васудева. Проявление бесконечного Бытия.

    Ведана. Высшее восприятие чувств, развиваемое йогами.

    Веданта. Великая система индийской философии, отличающаяся высоким идеализмом. (См. чтение о системе веданта).

    Веды. Священные книги Индии.

    Вивека. Различение между истинным и подложным.

    Вивекананда. «Блаженство в распознавании»; имя, принятое знаменитым индийским учителем-адвайтистом, посетившим Америку в 1893 г.

    Видья. Мудрость; знание; наука.

    Вимокша. Безусловное освобождение от желаний; эмансипация.

    Вирья. Сила; жизненность; энергия; мужественность.

    Виуттхана. Пробуждение после медитации, или сосредоточения.

    Вишиштадвайта. Ветвь веданты, которая придерживается идеи о «смягченном дуализме» и учит о том, что индивидуальная душа есть часть Бога». (См. чтение о системе веданта).

    Вишиштадвайтист. Последователь вишиштадвайты.

    Вишну. Основное начало индийской Троицы; предохранительное начало божества, аватаром которого был Кришна; понятия о Вишну и Кришне часто тожественны. (См. чтения о религиях Индии).

    Вишуддха. Пятый лотос по йоге Патанджали, расположенный в сушумне, позади горла.

    Вритти. Водоворот, вихрь, или колебание волн в читте, ментальном веществе; ментальная деятельность или действие мысли.

    Вьяна. Нервные токи в физическом тел.

    Вьяса сутры. Афоризмы Вьясы.

    Вьяса. Древний индийский учитель, предполагаемый автор Махабхараты и афоризмов уттара мимансы, или веданты.

    Гаутама. Основатель буддизма; Будда.

    Готама. Основатель философии ньяя.

    Грахана. Чувствование.

    Гуны. Три качества или пракрити, или Природы (смотри чтение о системе санкхья).

    Гуру. Духовный учитель, пользующейся большим уважением.

    Дама. Управление органами чувств и всего тела.

    Двайта. Дуалистическая школа философии, противоположная адвайте.

    Дванды. «Парные противоположности», или двойственные аспекты природы, такие как тепло и холод, радость и горе, высокий и низкий, острый и тупой и т. д.; полярность объектов природы.

    Двеша. Ненависть; нерасположение; отвращение; омерзение.

    Джамини. Основатель философии пурва миманса.

    Джива. Индивидуальная жизнь, или индивидуальная душа.

    Джива-атман. Атман, проявленный в дживах.

    Драва. Первичная субстанция по философии Канады.

    Дхарана. Сосредоточение. Фиксирование мысли. Шестой шаг йоги.

    Дхарма. Обязанность; добродетель; путь праведных дел.

    Дхьяна. Размышление о божественном; седьмой шаг йоги.

    Дхьянамарга. Путь познания посредством размышления.

    Дэвакхан. Небесный мир.

    Дэвалока. Высшие области, или плоскости.

    Дэвы. Ангельские существа, бывшие первоначально человеческими существами, но духовно возвысившиеся до полубожественного состояния; «сияющие» по индийской народной терминологии.

    Дэха. Грубое вещество.

    Жнана. Мудрость; жнана-йога – йога мудрости.

    Ида. Нервное течение по левой стороне; левая ноздря.

    Индра. «Царь богов» в древней индийской мифологии.

    Индрии. Внутренние органы ума.

    Ишвара. Личный Бог; Логос; Демиург; Всемирный пуруша; иногда употребляется для обозначения высшего олицетворения Абсолюта, доступного человеческому разуму, так как Абсолют сам по себе не постигается мыслью.

    Ишта-ништа. Служение своему высшему идеалу.

    Йог или йогин. Последователь йоги; практикант методов по системе йоги, или, в более общем смысле, «тот», кто ищет единения, осуществления и достижения, путем мудрости, любви к Богу, праведных поступков и дисциплины».

    Йога. Йога значит «союз», «присоединение», «единение» и т. п., а также – «дисциплина ума и движение вперед» как результат единения; название системы йоги, установленной Патанджали. (См. чтение о системе йоги).

    Кайвалия. Разобщение с материальным миром. Единение с Абсолютом.

    Кала. Время.

    Кальпа. Цикл времени.

    Кама. Желание; страсть; чувственное стремление.

    Канада. Основатель философии вайшешика.

    Капила. Основатель философской системы санкхья, великий учитель эволюции в Индии.

    Карма. Действие; также и результат действия; закон духовных причин и следствий, лежащий в основании индийской философии и религии.

    Карма-йога. Йога труда, действия, или хорошо выполненных обязанностей без надежды на награду. Карма-йог. Последователь.

    Кришна. Воплощение Вишну; аватар божества; великий учитель, живший за 1400 лет до Р. Х., общее учение которого изложено в Бхагавадгите; этот термин употребляется вайшнавами, или поклонниками Кришны, в качестве имени Абсолюта или Того, а также и в смысле олицетворения божества.

    Кумбхака. Удерживание дыхания во время практики пранаямы.

    Кундалини. Тонкая нервная энергия, или концентрированная психическая сила, помещающаяся в лотосе у основания спинного хребта, которая, коль скоро поднимается вверх, развивает психические и духовные силы йога.

    Кханд. Дифференцированный; разделенный; отделенный; или акт, который отделяет, разделяет, или дифференцирует.

    Лингашарира. Тонкое тело. Эфирное тело.

    Майя. Иллюзия; нереальное явление природы; феноменальный плащ, или покров Абсолюта, нереальный, но существующий только как внешность; фантасмагория.

    Манас. Способность разума обдумывать и рассуждать.

    Манипура. Третий лотос по йоге Патанджали, находящейся как раз напротив середины сушумны, вдоль спинного хребта.

    Мантрам. Утверждение; молитва; святое слово; мысль в стихах; идее и т. п., выраженная словами, или мыслимая словами во время молитвы, размышления или сосредоточения.

    Маха. Великий.

    Махакаша. Великое пространство.

    Махапуруша. Великая душа; термин, обыкновенно применяемый к воплощению, или аватару, иногда же к великому мудрецу, или учителю.

    Махат. Всемирное сознание; буквальное значение термина – «Великое».

    Махататтва. Великое начало сознания, по учению философии санкхья, впервые развившееся из пракрити.

    Миманса. Название двух школ индийской философии, а именно: пурва мимансы и уттара мимансы, известной под названием веданта.

    Мокша. Состояние освобождения; эмансипация; свобода; божественное поглощение и т. п.; часто употребляется и в смысле нирваны.

    Мукти. Эмансипация, или освобождение от самсары, или повторных рождений.

    Муладхара. Основание первого лотоса по йоге Патанджали, находящегося внизу спинного хребта; конец спинной хорды, в которой накопляется кундалини.

    Нада-Брахма. Священное слово Аум (или Ом), первый звук, изданный только что сотворенной вселенной.

    Нама-рупа. Имя и форма.

    «Нети-нети». «Не то, не то»; термин, употребляемый учителями для определения Того, рассматриваемого как «Не-это» по отношению ко всему окружающему, то есть как некоторая Вещь, которая есть Не-Вещь.

    Нираламбана. «Без поддержки»; высшее состояние медитации при практике йоги.

    Нирбиджа. «Без семени»; высшая достижимая форма самадхи, или сверхсознания йога; состояние, когда уничтожается семя кармы и душа освобождается от самсары.

    Нирвана. Состояние эмансипации, освобождения от самсары, или повторных рождений; состояние поглощения божеством; термин, употребляемый буддистами, а иногда и индусами.

    Нирвикальпа. Без изменений во времени; неизменная продолжительность; «малая вечность».

    Нирвичара. Без разборчивости, или без предпочтения.

    Ниргуна. «Без гун», т. е. без качеств и атрибутов.

    Нитья. Вечный; без конца; постоянный; неразрушимый.

    Нишкамакарма. Действия, совершаемые бескорыстно по долгу совести и без желания или надежды на награду, согласно с учением карма-йоги.

    Ништха. Единая привязанность; единственная привлекательность.

    Нияли. Судьба; необходимость; детерминизм.

    Нияма. Религиозная обязанность, заключающаяся в соблюдении внутренней и внешней чистоты, в праведных мыслях и поступках, в удовлетворенности малым, в избежании роскоши, тщеславия и чувственности; исполнение религиозных обязанностей и т. д. Второй шаг йоги по Патанджали.

    Ньяя. Философская система Готамы (смотри чтение о трех второстепенных системах).

    Оджас. Тонкая энергия в системе организма, сохраняемая воздержанием и чистотой жизни.

    Ом или Омкара. См. Аум.

    «Ом Тат Сат». Священное индийское выражение, относящееся к Тому, обозначающее «Ты еси верховное и абсолютное бытие, премудрость и блаженство», причем «Тат» значит «То», «Сат» – Бытие, а «Ом» только иной термин, для обозначения «Того» со всеми его абсолютными аспектами.

    Падартха. Категория или первичная классификация.

    Пара. Верховный; величайший; всевышний (превосходная степень, употребляемая как приставка).

    Парабрахма. Брахман в его абсолютном аспекте, независимо от проявлений или эманаций; Брахман – Сам в себе.

    Парабхакти. Высшая любовь к Богу.

    Паравидья. Всевышняя мудрость, или познание.

    Параматман. Всевышний Дух.

    Парамахамса. Верховная душа, или бытие.

    Паранирвана. Всевышняя нирвана, часто определяемая как абсолютное самозабвение, или Ничто, но внутренние учения признают ее скорее абсолютным погружением в То и бесконечным Сознанием.

    Парвати. Супруга Шивы в древней мифологии.

    Патанджали. Основатель системы йоги в индийской философии, живший за 200 лет до Р. Хр.

    Пингала. Нервный поток правой стороны; правая ноздря.

    Питри. Праотцы, или предки, высокочтимые индусами и всеми вообще восточными народами; сложилось убеждение, что они тщательно наблюдают за своими потомками.

    Праджна. Божественная премудрость, ведущая к познанию Единого.

    Праджнаджиоти. Просветленный; обретший божественную премудрость.

    Прадхана. Природа, или первобытный элемент.

    Пракрити. Природа, или первоначальная субстанция природы; одна из двух фундаментальных основ идеи о вселенной по учению философской системы санкхья Капилы; источник материальной и ментальной фаз вселенной, в отличие от духовной основы вселенной, или пуруши.

    Прана. Всемирное начало энергии; также употребляется для обозначения жизненной силы человека, являющейся проявлением всемирной праны.

    Пранаяма. Наука овладения праной, главным образом, посредством дыхания; четвертый шаг по систем йоги Патанджали.

    Прасанкхьяна. Созерцание отвлеченного.

    Пратибха. Озарение божественной премудростью.

    Пративишайя. Органы чувств.

    Пратика. Символ или образ Брахмана, бесконечного Бытия.

    Пратима. Употребление изображений богов в качестве символов верховного Бытия; богослужение перед этими символами совершается в качестве поклонения верховному бытию и не составляет идолопоклонства, которое подразумевают под этим термином.

    Пратьягатман. Состояние внутреннего просветления, или духовного познания.

    Пратьякшам. Непосредственное восприятие путем просветленного сознания и помимо всех органов чувств.

    Пратьягара. Контроль над чувствами; часть относящаяся к дисциплине и практике йоги; пятый шаг по системе йоги Патанджали, имеющий целью сделать ум интроспективным, т. е. обратить его внутрь себя и освободить от влияния всяких впечатлений извне.

    Притхиви. Твердое вещество; земля; сгущенная масса.

    Пурака. Вдыхание.

    Пурва миманса. «Первое исследование»; одна из трех второстепенных систем индийской философии.

    Пуруша. Духовное начало; Дух (смотри чтение о системе санкхья).

    Рага. Зависимость чувств.

    Раджа. Царский; главный; высший; превосходный.

    Раджа-йога. «Царская йога», «Высшая йога»; йога, выдвигаемая школой Патанджали и некоторыми другими, которая имеет в виду развитие психических и духовных способностей и контроль ума (см. чтение о системе йоги).

    Раджас. Деятельность; энергия; оживленность; одна из трех гун (смотри чтение о системе санкхья).

    Рама. Знаменитый индийский древний мудрец и учитель, принимаемый за воплощение или аватар Кришны.

    Речака. Выдыхание.

    Ригведа. Древнейшая часть Вед, преимущественно состоящая из гимнов.

    Риши. Великий мудрец или учитель, достигший стадии сверхчеловека и обладавший даром сверхчувственного восприятия.

    Рудра. Первоначальное название Шивы в древней мифологии.

    Сагуна. Обладающий качествами.

    Сама. Род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью.

    Самавайя. Начало сцепления.

    Саманья. Начало общности, или род.

    Самапатти. Термин собственно означает «ларчик с драгоценностями»; употребляется йогами в переносном смысле для определения степени медитации.

    Самахди. Трансцендентальное созерцание или экстаз; космическое сознание; сверхнормальное состояние, вызываемое размышлением, сосредоточенностью и т. п.; восьмой шаг по системе йоги Патанджали.

    Сампраджната. Предварительная ступень самахди, или сверхсознание, вытекающее из размышления по йоге.

    Самсара. Мир феноменального существования; цепь повторных рождений; цикл существований; термин обыкновенно употребляется для обозначения разницы между проявляющейся феноменальной вселенной и Реальным Существованием, скрытым за ней.

    Самскара. Отпечаток в ментальном веществе, который влияет на установление обычаев.

    Самьяна. Термин, употребляемый для обозначения трех высших ступеней по йоге Патанджали, известных под названием дхарана, дхьяна и самадхи; или, иными словами, ступени контроля ума, размышления и трансцендентального созерцания взятых в совокупности; слово это обозначает также и обуздание, или контроль.

    Санандам. Третья ступень самьяны, или сверхсознание.

    Санатана. «Вечная религия» Индии.

    Санкхья. Великая система индийской философии, установленная Капилой за 700 лет до Р. Хр.; основные черты ее выражаются в идее о двойственном начале пуруша, или духа и пракрити, или природы, или всемирной творческой силы (смотри чтение о системе санкхья).

    Санньяса. Отречение; состояние «не от мира сего»; отречение от положения, имени, состояния, семьи и всего, связанного с миром чувственных наслаждений. Последователь санньясы; аскет; тот, кто отказался от всего и последовал за духом.

    Сат. Абсолютное Существование; один из терминов применяемых к абсолютному Брахману или к Тому.

    Саттва. Одна из трех гун; гуна радости, добра и света (см. чтение о системе санкхья).

    Сат-чит-ананда. Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: «Абсолютное Существование, или Бытие – Абсолютная Премудрость, или знание – Абсолютное Блаженство, или Счастье».

    Сахасрара. Последний лотос, расположенный в мозгу по системе йоги Патанджали; иногда его принимали за самый мозг; «тысячелепестковый лотос».

    Свадхистхана. Второй лотос, по системе йоги Патанджали, расположенный за пупком.

    Свами. Духовный учитель.

    Сиддх. Сверхнормальное могущество сиддхов.

    Сиддханта. Позитивное знание.

    Сиддхи. Йоги, достигшие полубожественного могущества, посредством сверхсознательного знания.

    Сишья. Ученик, неофит, или последователь гуру; чела.

    Смрити. Память; термин, применяемый, за исключением Вед, ко всем священным книгам, некогда передававшимся устно, по памяти.

    Сома. Нектар древних богов; индийское растение.

    Сохам. Термин, означающей «Я есмь Он», употребляемый бхакти-йогами во время экстаза, подразумевающий их отношения к Брахману, или равносильный положению суфиев: «Я есмь Бог».

    Стхулашарира. Грубое физическое тело, названное так в отличие от лингашариры, – или тонкого тела, или эфирного двойника.

    Суньявада. Учение о том, что за феноменальным миром находится бесконечная пустота, или Ничто. Род философского нигилизма.

    Сушумна. Канал, преходящий через центр спинного хребта, по которому подымается кундалини при упражнениях йогов. (См. чтение о системе йоги).

    Сушупти. Состояние глубокого сна без сновидений.

    Таджас. Элемент огня.

    Тадьята. Восторженное состояние, свойственное некоторым передовым бхакти-йогам; состояние, когда человек теряет сознание своей личности и чувствует, себя погруженным в божественное «сияние», благодаря своей любви к Богу.

    Тамас. Тьма; одна из гун; гуна лености, невежества и тупости. (См. чтение о системе санкхья).

    Танматры. Тонкие элементы природы, из которых возникли грубые элементы.

    Тапас. Аскетические упражнения для контроля над плотью путем поста, сурового образа жизни, самоистязания и т. п.

    «Тат Твам Аши». Термин, означающий «Ты есть То» и употребляемый индийскими учителями по отношению к их ученикам для выражения идеи о родстве их с Брахманом, благодаря обитающему в них духу.

    Таттвы. Начала; категории; первичные подразделения; Истины.

    Тришна. Желание; жажда; страстное стремление; ненасытная алчность.

    Туага. Отречение от низшего во имя высшего.

    Турия. Высшее состояние сознания.

    Удана. Нервный поток, контролирующий органы речи.

    Удгатха. Возбуждение кундалини.

    Упайяпратьяйя. Напряженное мышление об отвлеченностях, или отвлеченных предметах.

    Упанишады. Позднейшие священные книги Индии.

    Уттара миманса. Название веданты, системы индийской философии, означающее «последующее исследование» или «исследование последующей части», причем слово «исследование» относится к Ведам.

    Хатха-йог. Последователь или практик хатха-йоги.

    Хатха-йога. Йога физического благосостояния, или физического контроля, ведущего к физическому совершенству и подготовлению достойного храма для духа; в искажении это понятие применяется для обозначения низменных и ненормальных упражнений, суровостей и самоистязаний факиров и ложных йогов в Индии.

    Хум. Мистическое слово, произносимое во время молитвы, как, например, в священном стихе: «Ом Мани Падме Хум».

    Чайтанья. Чистый разум; а также имя знаменитого индийского учителя, жившего в 1500 г. после Р. Х.; предполагают, что он был воплощением или аватаром Кришны.

    Чарвака. Материалист; индийский термин для обозначения человека, отвергающего духовную философию.

    Чидакаша. Ментальное пространство, в котором возвышенная душа обретает познание о вселенной.

    Читта. Ментальное вещество, или тончайшие элементы, из которых ум развился и проявился.

    Читтакаша. Пространство, доступное для ума.

    Шайва. Культ поклонников Шивы.

    Шакти. Власть; авторитет.

    Шакти. Начало жизненной энергии, или космической энергии, или природы.

    Шактии. Поклонники шакти.

    Шанкарачарья. Великий индийский учитель, живший около 800 года после Р. Хр.; толкователь и комментатор веданты.

    Шива. Третий член индийской Троицы, олицетворяющий начало разрушения или изменения; идея поклонников Шивы о высшем Бытии (см. чтение о религиях Индии).

    Шлока. Стих поэмы, или Священного Писания.

    Шравана. Необычайный сверхчувственный слух, развиваемый, будто бы, посредством практики йоги.

    Шри. «Благословенный» или «священный»; так называли великих мудрецов или учителей Индии их последователи.

    Экам. Единый; отсюда эка-нистха, или служение одному идеалу; эканта-бхакти, т. е. единая любовь к Богу; экатма-вадам, т. е. монизм в философии; экайана, или единая поддержка вселенной, т. е. Бог.

    Экарга. Одно из состояний сосредоточения.

    Яма. Самообуздание; первый шаг по йоге системы Патанджали.

    Особое послание (12) йога Рамачараки

    В этом месяце предлагаем вкусить от ломтей хлеба Истины, испеченного из теста Мудрости древними индийскими мудрецами:

    «Я знаю, что Единое есть Все. Великое Я, Истина, лучезарность, превозмогающая всю тьму. Познав сие, можно даже смерть победить».

    «Как масло в кунжутном семени, сыворотка в кислом молоке, вода в потоке, огонь в пламени, так и Единое Я познает в нашем Я тот, кто стремится сознать это путем всемирной любви и совершенного овладения своим умом и телом».

    «У религии три столпа: «отречение, познание и сострадание».

    «Каков бы ты ни был – без вожделений, без страстей, поборовший эгоизм, бытие или небытие – ты не можешь избежать пребывания в Едином. Ты защищаешь, нападаешь, подаешь, радуешься, разговариваешь, хотя никогда не руководишься эгоизмом – поистине, чудесна сила иллюзии, покрывающая тебя и вместе с тем раскрывающая, – но ты будешь еще удивительнее, когда лишишься иллюзии».

    «Когда Истина была еще непроявлена, она сама собою стала проявляться в имени и форме, наделяя все тем или иным именем и той или иной формой. Даже до сих пор все вещи определяются каким-нибудь именем и какой-нибудь формой. Таково значение проникновения Истины в объективный мир, образовавшийся и развившийся из нее самой».

    «В сновидениях не существует в действительности ни повозок, ни лошадей, ни дорог, по которым могли бы катиться повозки; и однако все это ментально создается в уме в одно мгновение. На самом деле нет ни радостей, ни удовольствий, ни наслаждений, но каждое мгновение они ментально зримы и ощутимы. Нет ни прудов, ни озер, ни рек, но все они существуют просто при мысли о них. Сила, вызывающая ряд форм из самой себя, и есть творческая сила Единого».

    «Следовательно в этом и заключается Истина, что, подобно тому, как из яркого пламени вырываются во все стороны тысячи раскаленных искр, разнообразнейшие существа исходят, о Великое Единое! из вечно Неизменного и в нем же растворяются. Это и есть самоозаренный, бесформенный Дух Истины, пребывающий весь вовне и весь внутри. Дух несотворенный, не нуждающийся ни в дыхании, ни в нашем смертном уме, стоящий выше всех условий и вне вечной причины феноменальных и относительных вещей».

    Наше размышление на следующий месяц состоит в следующем:

    «Существует лишь одна Истина – люди же называют ее разными именами. Вне времени и пространства, вне всяких законов причинности вечно пребывает Единое– Все».








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх