22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

В конце XVIII – начале XIX вв. многие мыслители выступили с критикой Французской революции. Это Жозеф де Местр, де Бональд, Карл Людвиг Галлер, Эдмунд Берк и др.

Некоторые из них имели свои политико-правовые идеи.

Жозеф де Местр (1753–1821) резко критиковал Французскую революцию. Он считал, что когда-то Франция являлась образцом нравственности и религиозности. Но затем среди людей распространились вредные идеи против религии и собственности. Сам человек не может изменить общество к лучшему. На это существует воля Бога. Именно Бог дал человеку волю перестроить общество, результатом чего стали революция, хаос, террор, извращение сути закона и государства. Власть захватили тираны и злодеи. Де Местр говорит о том, что сколь бы ни была плоха монархия, революция более страшное зло.

Конституция – дело практики и практики многовековой. Законы – результат не разума, а истории. На этой идее базируется его политическая программа.

Луи де Бональд (1754–1840) тоже видит в революции ослабления веры в Бога. Революция – это наивысшая стадия разложения общества. Законы человека должны согласовываться с Божественными законами.

Задача общества – защита личности и имущества. Идеал государственности – монархия. Ее фундамент – семья.

Де Бональд отрицал необходимость в обществе законодательной ветви власти. Источником закона должна быть природа вещей, а не группа лиц или отдельное лицо. Все необходимые институты и нормы сложились исторически, и нет смыла их менять.

Карл Людвиг Галлер (1768–1854) стал символом реставрационных настроений общественности XIX в. Он полагал, что естественный закон имеет Божественное происхождение. Его суть: сильный должен властвовать, а слабый – подчиняться. Социальное неравенство есть следствие неравенства природного и установлено свыше. Теорию общественного договора Галлер называл символом произвола взамен Божественному установлению. Отличие государства от общества – наличие верховной власти в лице монарха.

Галлер фактически проводит идею ненужности закона и судопроизводства. Суды есть лишь проявление милости монарха.

Английский политический деятель и публицист Эдмунд Берк (1729–1797) опровергает учения ведущих деятелей революции.

Берк исходит из ошибочности теории общественного договора. Человек никогда не находился вне общества. Он – существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает право народа на верховную власть.

Берк полагает, что возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь – путь порока и безнравственности.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх