|
||||
|
32 НЕОТОМИЗМ: НОВОЕ ВИДЕНИЕ ТЕОРИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Наиболее последовательно и полно в ХХ в. теория естественного права разрабатывалась в рамках неотомизма. Неотомисты (Ж. Мари-тен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского. Один из известных представителей неотомизма – Жак Маритен (1882–1973). Он строит свою концепцию на синтезе религиозных представлений и научных достижений ХХ в. Власть принадлежит народу, но ее источник, по Маритену, состоит в Боге. Он – источник естественного права. Бог находится вне морального долга перед людьми. Он обладает высшим суверенитетом. Маритен негативно оценивает культурные и политико-правовые достижения эпохи Нового времени. Так, Фрэнсис Бэкон и ДжонЛоккстремятся воспитать в человеке презрение к нравственным устоям и поощряют стяжательство. Маритен четко разделяет понятия свободы Божественной и свободы человеческой. Последняя есть необходимое условие формирования личности. Она реализуется в рамках социальных и политических институтов. Свобода человека предопределена Божественным провидением. Он видит благо человека не в материальном достатке, а в его духовной сфере. В жизни человека должно находиться место не только человеческим, но и Божественным ценностям. Трагичность современного развитого общества состоит в забвении Божественных ценностей. Маритен выдвигает типологию прав человека: 1) фундаментальные (право на жизнь и свободу, собственность и счастье, право на заключение брака). Они присущи человеку от рождения и имеют абсолютную ценность; 2) политические (включают в себя права гражданина: участие в политике, осуществление свободы слова, реализацию юридической защиты своих прав. Реализация политических прав с помощью Церкви приведет к установлению христианской демократии); 3) социальные (включают в себя права трудящихся на справедливую заработную плату, объединения в профсоюзы, социальную поддержку (в виде пенсий, пособий по безработице и болезни), участие в управлении предприятием). Учение Маритена идейно подготовило разработку Всеобщей декларации прав человека. Она была принята 0ОН в 1948 г. Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма. Важная роль принадлежала им и в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права. В 1980-е гг. идеи естественного права продолжали разрабатывать католические философы, последователи религиозного персонализма. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|