|
||||
|
9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ) Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы». Диалог «Государство» посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия: 1) мудрецов, управляющих государством; 2) стражей, охраняющих его; 3) торговцев и ремесленников. Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства»: 1) тимократию; 2) олигархию; 3) демократию; 4) тиранию. Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика». Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу. Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы: 1) всеобщую, установленную законом; 2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины. Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия. Государственный идеал Аристотеля – поли-тия (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии). Выдающимся мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341–270 гг. до н. э.). Эпикур полагал, что жить незаметно – это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость – это прежде всего договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство – это результат соглашения между людьми. Стоицизм (Зенон Китионский (332–264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей. Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма: 1) «то, что в нашей власти»; 2) «то, что не в нашей власти». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|