|
||||
|
16. Учение о политике Н. Макиавелли Николо Макиавелли (1469–1527) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки. Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Основной вопрос философии Макиавелли: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства – позиция религиозного индифферентизма. Религиозные взгляды: 1. Религия рассматривается главным образом с точки зрения служения государственным, политическим интересам, сплочения народа и воспитания активных участников политической жизни. 2. Догматы религии рассматриваются лишь с точки зрения полезности для общества через призму республиканских идеалов. Религия и Бог, заявляет он, изобретены умными людьми для того, чтобы убедить простой народ в полезности установленного строя. Для Макиавелли важно не столько действительное существо вероучения, сколько то, как люди его истолковывают и используют: для воспитания рабской приниженности или для формирования высоких качеств свободного гражданина. Отношение Н. Макиавелли к государству и праву: Государство – выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц. Макиавелли исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории. Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения. Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти иди фантазии людей, но совершаются объективно, под «воздействием действительного хода вещей, а не воображаемого». Формы государства Н. Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц и выделяет: 1. Единовластие – является результатом того, что власть неспособна сдержать народ собственными силами с помощью чисто аристократических учреждений. В свою очередь народ в чрезвычайных обстоятельств для сокрушения знати также взывает к диктатору. 2. Правление немногих. 3. Правление всего народа. Установление каждой из этих форм есть результат определенного соотношения сил, участвующих в борьбе за власть. Насколько единоличная диктатура, по Макиавелли, необходима в чрезвычайных обстоятельствах, настолько она вредна при обычном течении дел. Абсолютная власть очень быстро развращает как правящих, так и управляемых. А при монархе слабом и злобном государству грозит гибель. Успешное развитие преобразованного государства связано с республикой. При республиканской форме государство становится прочным и стабильным. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство. Только свободное государство может достичь величия и могущества, ибо оно основано на общем благе, а не на частной выгоде правителя и привилегированного сословия. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Делая выбор в пользу страха как гарантии покорности его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|