|
||||
|
21. И. Кант и Г. Гегель о политике и праве И. Кант (1724–1804 гг.), политико-юридические взгляды которого содержатся в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Принцип социальных воззрений Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, личность не есть орудие осуществления каких-либо планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек – субъект нравственного познания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом». Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы. Основной задачей права является допущение только таких действий отдельных лиц, которые совместимы с требованиями категорического императива. Классификация права по Канту: 1. Естественное право – базируется на требованиях сознания разума, включает нормы нравственного сознания. Естественное право делится на частное и публичное. Частное право – отношения между собственниками, в естественном состоянии есть только собственность, но нет права собственности. Отсутствует принцип неприкосновенности собственности. Публичное право – совокупность законов, необходимых для создания правового состояния. Включает государственное, международное, уголовное право. 2. Положительное право, источником которого является воля законодателя. 3. Справедливость – притязания человека, не предусмотренные законом и не обеспеченные принуждением. Верховенство народа обеспечивает свободу, равенство в государстве. 4. Идея разделения властей не звучит как равновесие властей. 5. Формы государства выделяются в зависимости от следующих критериев: 1) по разделению властей: · республики; · деспотии; · количественный критерий; · монархия (лучшая форма правления); · аристократия. 2) демократия – эта форма правления нецелесообразна, человеческую мысль необходимо освободить от всяческих пут, чтобы восторжествовала свобода совести. Необходимо стремиться к установлению республиканской формы правления. В республике существует законодательная, исполнительная, судебная власть. Г. Гегель (1770–1831 гг.), основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.». Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. Понятие права употребляется в трех значениях: 1) право как свобода («идея права»); 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); 3) право как закон («позитивное право»). Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). Государство рассматривается трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право; 3) во всемирной истории. Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|