|
||||
|
24. Либерализм во Франции и Англии первой половины XIX в. Утилитаризм И. Бентама Либерализм первой половины XIX в. выражал ограниченность, непоследовательность буржуазии в защите свободы, конституционности и демократии. В первой половине XIX в. возник позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль), который отказывался от познания сущности государства и призывал науку лишь к описанию явлений в из сосуществовании (статика) и последовательности (динамика). Б. Констан (1767–1830 гг.) – идеолог буржуазного либерализма во Франции, основным трудом которого является двухтомник «Курс конституционной политики». В центре внимания Б. Констана – проблема соотношения личности и государства. Человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую. Выделяются следующие системы властей: 1) королевская власть – выступает как нейтральная, посредническая власть, призванная согласовывать деятельность остальных властей, сглаживать разногласия и примирять столкновения между ними; 2) исполнительная власть – вручается министрам, действующим на основе принципа парламентской ответственности; 3) власть наследственной палаты пэров, или «представительная власть постоянная»; 4) власть выборной нижней палаты (власть, представляющая общественное мнение); 5) судебная власть; 6) муниципальная власть – имеет независимый характер, не связана с государственной властью. И. Бентам (1748–1832 гг.) – идеолог английской либеральной буржуазии, основными трудами которого являются: «Принципы законодательства», «Деонтология», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств». Ведущим положением учения И. Бентама является принцип пользы. Отсюда название всего направления – утилитаризм (utilitas – польза). Полагал, что принцип пользы и основанные на нем государственные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически. В качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства. Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение». Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности. Юридические законы – искусственное творение человеческой воли, а именно воли суверена, то есть лица или группы лиц, которым принадлежит верховная политическая власть. Закон, изданный сувереном, представляет собой императив, запрещающий или дозволяющий определенные действия и с этой целью наделяющий граждан правами и обязанностями. Задача государства – на основе принципа пользы и «моральной арифметики» обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Бентам полагает, что обеспечению безопасности мешают два «внутренних врага»: 1. «Враги неофициальные» – граждане, совершающие преступления. 2. «Враги официальные» – должностные лица, нарушающие закон и творящие произвол. 3. Гарантии дает только демократия. Демократическое государство заботится о благе народа, в нем никто не устранен от защиты своей собственной пользы, своего собственного счастья. Остальные формы (монархия и аристократия) направлены на защиту пользы и интересов меньшинства и не дают надлежащих гарантий против злоупотреблений властью. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|