|
||||
|
30. Государственно-правовое учение Б.Н. Чичерина Б. Н. Чичерин – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности. Право в его концепции – понятие собирательное. Включающее субъективное и объективное право. Субъективное право – определенная законом свобода что-либо делать, а объективное – законы, которые устанавливают рамки свободы и учреждают права и обязанности. Оба значения права неразрывно связаны между собой, поскольку свобода только тогда становится правом, когда она «освящена» законом, закон в свою очередь направлен на определение и охрану свободы. Положительное право – совокупность признанных в данном государстве, юридически защищенных начал свободы. Силу этому праву придает признание его государством. Естественное право не имеет принуждения. Это общее разумное начало, именуемое справедливостью или правдою. В естественном праве в тесной связи представлены два понятия: равенство и неравенство. Равенство – центральное понятие, которое означает, что за всеми признается равное человеческое достоинство и свобода, а также равенство прав. Но поскольку пользование правами ведет к неравному приобретению благ, возникает неравенство. Оно не противоречит справедливости, входит в понятие правды (так как является логическим развитием равенства). Естественное право при этом призвано служить «мерилом и руководством для положительного права». В соответствии с естественным правом все люди равны перед законом, равны в правах. Это равенство формально-отвлеченное, на его основе возникают личные права. К личным правам человека относятся: 1) право располагать своими действиями, не нарушая при этом чужого права и условий общежития; 2) право перемещаться и выбирать место жительства в соответствии со своим выбором; 3) право избирать образ жизни и род занятий; 4) право принимать на себя обязательства (при этом человек не вправе продавать себя в рабство или крепостное состояние); 5) право выражать свои мысли и чувства (свобода мысли); 6) право проповедовать любую религию (свобода вероисповедания). Государство – явление общественной жизни, одно из объединений людей. Государство отличается от других тем, что имеет верховную власть («волю повелевать»). В верховную власть входят: 1) учредительная власть – высшая в системе властей, призванная принять Конституцию государства, где определяются: устройство верховной власти и основные права и обязанности граждан; 2) законодательная власть, осуществляющая законотворческие функции («устанавливает юридические нормы»); 3) исполнительная (правительственная власть), приводящая законы в исполнение и управляющая обществом; 4) судебная власть, рассматривающая споры, возникающие среди граждан, и налагающая наказания. Образование государства возможно несколькими путями: 1. Из других союзов – способствует развитию сознания тех, кто входит в тот или иной союз. 2. Свободным способом – появление государственного союза из «неустроенного» общества, члены которого никому не подчинены и не имеют юридических законов (пользуются естественными). 3. Производным способом – появление нового государства на месте распавшегося старого или в результате объединения нескольких государств. Подобные процессы возможны как во время войн, так и в мирное время. Разнообразие форм правления зависит от: · от местных и временных условий; · от преобладания того или иного элемента государства: власти, закона, свободы или цели. Выделяются три формы правления: · аристократия (олицетворение закона); · демократия (олицетворение свободы); · монархия (олицетворение власти). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|