|
||||
|
34. Неотомизм: новое видение теории естественного права Наиболее влиятельным направлением современной религиозной философии является неотомизм, получивший свое название от имени средневекового богослова Фомы Аквинского и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в целостную гармоническую систему прямо противоположные принципы – веру и разум, религию и науку. В этом синтезе и заключается ее сокровенный смысл. Неотомизм претендует на цельную и оптимистическую модель мироздания, считая всю историю философии, начиная с эпохи возрождения, неоправданной цепью заблуждений. Для него мир – не абсурд, не арена заброшенности человека, как у экзистенциалистов, не игрушка произвольной человеческой активности, как у прагматистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов, а реальное творение благого бога, заслуживающего полного принятия почтения к его внутренним законам. Жильсон (французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма, 1884–1978 гг.) говорит: «Церковь оказывает неукоснительное сопротивление любой философской реформе, которая потребовала бы видоизменения догматической формулы, и она права...». Тактика неотомистов по отношению к научным достижениям отличается от их позиции в отношении развития философской мысли. По отношению к естественнонаучным открытиям проявляется ныне терпимость и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской системой неотомизма. Папа Иоанн ХХIII, созвав церковный собор, ставил целью осуществление «аджорнаменто», т. е. перестройку католической церкви применительно к новым историческим условиям. Важным документом, предназначенным для церковного обновления, является «Пастырская конституция об отношении церкви к современному миру». В результате компромисса, смягчения и устранения первоначальных более радикальных формулировок «Конституция» была принята. Тейяр де Шарден (1881–1955 гг.) франц. ученый-палеонтолог. Учение Тейяра противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке. За религиозное инакомыслие Тейяр при жизни был лишен церковными властями права преподавания и публикации. Начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации. Тейяр претендовал на создание «научной феноменологии», синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной. Человек с присущей ему духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого. Поиски диалектики «всеединства» сопряжены у Тейяра с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Тейяр использовал понятие «энергии». Энергия трактовалась им как свойство самой материи и в качестве духовной движущей силы, задающий импульс эволюции космоса. Психологический энергетизм Тейяр использовал для обоснования божественного источника космической эволюции. Объяснение возрастающей степени совершенства организации материальных образований, по Тейяру призван дать так называемый «закон сложности сознания» Тейяр говорил о все увеличивающейся концепции «радиальной энергии», психического в процессе космогенеза. Сама же «радиальная» энергия оказывается естественной формой божественной благодати. Процесс эволюции подчинен, по Тейяру, своему регулятору и финальной цели – «точке Омега». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|