|
||||
|
53. Возрожденное естественное право Различение права естественного и права искусственного, проведение древнегреческой мыслью, было затем поддержано многими авторами последующих эпох. В XX в. новый подход был развит неокантианцами, которые абсолютным естественным правом объявили начало справедливости. Толкование права – включает в свой предмет внутренне присущее (имплицитное) норме требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. Л. Фуллер считает, что правовая норма должна содержать в себе умопостигаемую цель и указывать на средства ее достижения. В этом смысле каждая норма права субстанциональна (имеет сущностное содержание, несет значение должного и является ценностью). Одновременно с этим каждая норма инструментальна, в этом своем измерении она определяет средства для достижения цели. Проясняя свою позицию, Фуллер вводит различие права имплицитного (подразумеваемого) и эксплицитного (внешнего, оформленного, сделанного). Имплицитное право – обычаи и сходные типы нормативного упорядочивания человеческого общения, которые часто лишены словесного и символического обозначения и фиксирования. Сделанное право – внешне выраженные точные правила, заключенные в нормах и требованиях договора, статута и др. Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. Р. Дворкин, основным трудом которого является работа «Если о правах говорить серьезно» (1972 г.). Позитивное право должно подвергаться оценке не только с инструментальной, но также и с моральной точки зрения. Фундаментальные субъективные права и образуют, по его мнению, те принципы и критерии, которые должны браться в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим принципом является право на равенство («право на равное уважение и обращение»). А. Кауфман выступил против возведения в абсолют элемента исторической изменчивости в содержании права и подчеркнул в этой связи, что естественно-правовое восприятие права основано на признании и допущении постоянного наличия и действия внепозитивных правовых принципов. Дж. Роулс основывает теорию справедливости на аристотелевской концепции распределяющей справедливости, взятой в несколько упрощенном виде (блага, существующие в обществе, должны распределяться на основании взаимных требований людей и на основании максимально возможного равенства). Концепция Дж. Финниса построена на перетолковании идей Августина, в частности идеи телеологизма. Смысл человеческого существования Финнис определяет как достижение человеком определенного блага или совокупности благ, которые он постигает, оценивает и обеспечивает с помощью разума. Перечень основных благ включает в себя: · жизнь (стремление к самосохранению); · знание (не инструментальное, а субстанциональное); · игру (связана с правильным распределением и пользованием социальными ролями человека в обществе); · эстетический опыт (способность понимать прекрасное); · практическую разумность (стремление сделать свой разум более результативным в практическом плане); · социабельность (дружеская общительность); · религию (как представление о генезисе и роли космического порядка). Все блага должны распределяться справедливо, на основе уравнивающей справедливости. Блага должны распределяться в обстановке единодушия, координации и в определенных случаях также при содействии власти. Властным и результативным инструментом может быть только право, но право, соответствующее справедливости. Авторитет позитивного права зависит от его справедливости и способности обеспечить справедливость. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|