|
||||
|
6. Становление и развитие политико-правовой идеологии Существование любого общества возможно только при выполнении всеми его членами определенных правил поведения – социальных норм. При первобытно-общинном строе отношения внутри племени регулировались с помощью норм, которые одновременно являлись и обычаями и религиозными нормами, например табу (запреты) и нормами морали. Их именуют мононормами. Данные нормы носили общественный характер и не удовлетворяли личных интересов. Они создавались в результате наблюдения за жизнью сообщества с целью предупреждения негативных последствий чьего-либо поведения и охранялись общественным мнением. Обычаи являлись основной нормой поведения и регулировали отношения в первобытном обществе, передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, были приурочены к определенным социальным группам. Личные интересы членов общества не принимались во внимание. Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бессчетном, а также религиозными догмами. Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения. Обычаи, нормы морали, религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. Переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе. Возникновение частной собственности, развитие товарно-денежных отношений противопоставило личные интересы коллективным, усложнило социальные связи. Потребовалась сила, которая могла бы принудить людей к выполнению их обязанностей. Эту задачу выполнил государственный аппарат. Экономически-господствующий класс стремился к защите своих интересов, эта цель была достигнута путем создания общеобязательных правил поведения, которые охранялись принудительной силой государства, то есть правовых норм. Мононормы распались на три группы социальных норм: · правовые; · религиозные; · моральные. От всех остальных социальных норм правовые отличаются тем, что: 1) они создаются государством или под его контролем, другие нормы создаются обществом; 2) в них выражается воля экономически господствующего класса, их цель создание баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; 3) эти нормы имеют писанную норму. Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Для мифов характерно тождество информативного и нормативного моментов повествования о мифических фактах. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|