|
||||
|
81. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙРуководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений, от которых зависят реальные возможности достижения целей организации, ее эффективная деятельность. Оценка работы руководителя производится исходя из числа и значимости принятых им решений. Решения можно оценивать по любому из двух общих критериев: 1) соответствие объективным требованиям хорошего решения в то время, когда оно принимается; 2) правильность решения, выявляемая позднее. Соответствие решения общему критерию предполагает, что указанное решение: – действенное и прагматичное, четко определяет, что, когда и как будет сделано по проблеме; – выработано в интересах достижения целей организации; – осуществлено эффективно. Процесс принятия решений включает следующие стадии: 1) выявление и определение проблемы; 2) поиск информации и альтернатив решения; 3) выбор среди альтернатив; 4) принятие решения. Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих условиях: – имеется разрыв между желаемым и существующим уровнями развития; – разрыв достаточно большой, и поэтому заслуживает внимания; – лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв; – лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва. Масштаб поиска необходимой информации зависит от того, является ли проблема повторяющейся, рутинной или новой. Если проблема старая, то руководитель использует прежние программы и модели решения. Если новая – активирует поиск и вырабатывает достаточное число альтернатив, с тем чтобы обеспечить наибольшую обоснованность намечаемого пути. Способы выбора решения среди альтернатив делятся на удовлетворительные – решение призвано удовлетворить возникшую потребность и максимиза-ционные – из большого числа альтернатив выбирается наилучшее решение. За актом принятия решения следуют передача его для реализации, организация его поддержки, ассигнование необходимых ресурсов. Факторы непосредственной ситуации, вызывающие принятие решения, это: 1) значимость решения – определяется на основе таких критериев, как число людей, подвергшихся воздействию данного решения; количество затраченных средств и степень влияния решения на выживание или прибыльность предприятия; 2) давление времени – это количество времени у руководителя на принятие решения. Когда давление времени значительно, руководители могут быть не в состоянии получать достаточную информацию или рассматривать необходимое число альтернатив. Лица, принимающие решения, используют несколько стратегий: – избежания неопределенности; – сведения неопределенность к определенности; – сокращения неопределенность внешней среды. Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение: а) рациональный, когда весь процесс обоснования решения нацелен на максимальный результат; б) административный, когда в рамках полномочий руководителя принимается решение, удовлетворяющее минимальным требованиям; в) интуитивный, когда при принятии решений руководствуются аналогиями, словесными концептуальными ассоциациями, предвидением. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|