|
||||
|
34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. 1. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. 2. По уровням эти мотивы делятся: – на широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения; – узкие социальные (позиционные) мотивы – стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд; – мотивы социального сотрудничества — ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение роли и позиции в классе; – широкие познавательные мотивы – ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов; – учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов; – мотивы самообразования – ориентация на приобретение знаний. 3. В практической педагогике эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию: социальные (социально-ценностные); познавательные; профессионально-ценностные; эстетические; коммуникационные; статусно-позиционные; традиционно-исторические; утилитарно-практические (меркантильные). 4. Побудительные мотивы лежат в основе различных целенаправленных действий, смыслообразующие «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень. 5. Мотивы учения внешние (исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний) и внутренние. 6. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные выражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются в смутных, не контролируемых сознанием влечениях. 7. Мотивы реальные, осознаваемые обучаемыми и учителями, объективно определяющие школьные достижения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес — реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интересы обучаемых зависят от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Интересы школьников также зависят от их отношения к учителям. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов: новизна учебного материала; использование новых, нетрадиционных форм обучения; чередование форм и методов обучения; показ достижений обучаемых; создание ситуаций успеха; доверие к обучаемому и многое другое. В тесной связи с мотивами существуют потребности, являющиеся источником активности и ее движущей силой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|