|
||||
|
37. Государственный стандарт Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента: – федеральный; – национально-региональный; – местный, школьный. В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа. Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения. В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает: – описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки; – требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; – максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает: – владение базовыми понятиями; – знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов; – умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации; – иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области; – знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении; – владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников. Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т. п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|