|
||||
|
6. Методологическая культура педагога Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию учителя (убеждения), мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание), внутренний план сознания (самосознания) и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Для педагога-исследователя важно знать сложившиеся сегодня подходы к исследовательской деятельности и опираться на них. Деятельностный подход ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, на выявление их структур, условий формирования, типов ориентировочной основы действия и т. д. Он позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, студентов, учителей в различных видах деятельности. Личностный подход учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека (его психические и личностные качества), опираясь на его активность (самовоспитание, саморазвитие, самообразование, самоуправление). Такой подход ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку как человеку, что, в свою очередь, требует исследования условий развития человеческого в человеке, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, его интеграции в общество. Данный метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного, выявление специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и основные сферы индивидуальности (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, саморегуляции), обоснование педагогических систем и технологий, направленных на достижение целей развития личности. Системный подход (метод системного анализа) требует рассматривать все явления и процессы в их взаимной связи. Он ориентирует на рассмотрение педагогических явлений с точки зрения таких категорий, как система, отношение, связь, взаимодействие. Связь означает установление общего, единение. Это то, что объединяет в единое целое различные элементы системы. Связь (зависимость, обусловленность) есть такое отношение между объектами, когда изменение одного из них приводит к изменению другого и при отсутствии изменений одного отсутствуют соответствующие изменения другого. Связь является разновидностью отношений. Применение данного подхода позволяет исследователю вычленить элементы и определить состав системы; найти способ, при помощи которого элементы связаны между собой; выделить системообразующие, доминирующие факторы; установить уровень целостности системы; изучить ее взаимодействие с внешней средой; выявить ее функции. Вероятностный подход ориентирует исследователя на вычленение профессиональных вероятных задач, с которыми педагог чаще всего сталкивается. Выделив определенный тип таких задач, возможно разработать технологию их решения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|