|
||||
|
64. Оценка знаний учащихся Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Количественная мера оценки носит название «отметка» и выражается в баллах. В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок: – 5 – владеет в полной мере (отлично); – 4 – владеет достаточно (хорошо); – 3 – владеет недостаточно (удовлетворительно); – 2 – не владеет (неудовлетворительно). В мире существуют и другие шкалы отметок за знания. Способы оценки: – сравнительный – сравнение успехов одного ученика с успехами других; – нормативный – оценка, исходящая из требований стандарта; – личностный – сравнение ответа ученика с его же ответами, действиями, знаниями и навыками в прошлом. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию показателей владения знаниями, умениями и навыками, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам, что приводит к значительным сложностям в их осмыслении как педагогом, так и учащимся и, как следствие, к формальному использованию в ущерб объективности оценки. В последние годы в дидактике формируется надпредметный, общедидактический уровень осмысления показателей обученности школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающимся в выполнении учащимися интеллектуальных операций, поддающихся объективному измерению. Обобщенная система надпредметных показателей обученности может быть представлена следующим образом. 1. Показатель сформированности знаний: – владение понятиями; – владение фактами; – владение научной проблематикой; – владение теориями; – владение закономерностями и правилами; – владение методами и процедурами. 2. Показатель сформированности умений: – построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения; – моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение; – выполнение комплекса действий, составляющих данное умение; – самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. 3. Показатели сформированности навыков. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например измерение скорости чтения, устного счета и т. п. Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|