|
||||
|
73. Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Такими составляющими являются пять компонентов: индивидуально-групповой; ценностно-ориентационный; функционально-деятельностный; пространственно-временной; диагностико-аналитический. Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Элементами данного компонента являются родители, учащиеся, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива. Важность данного компонента: члены классного сообщества решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать; смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменениях индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Ценностно-ориентационный компонент, в свою очередь, представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Данный компонент является ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы. Функционально-деятельностный компонент складывается из таких элементов, как: – системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; – основные функции воспитательной системы; – педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества. Данный компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Элементы пространственно-временного компонента воспитательной системы класса: – эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; – связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; – место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; – этапы становления и развития воспитательной системы. Диагностико-аналитический компонент воспитательной системы класса складывается из следующих элементов: критериев эффективности воспитательной системы; методов и приемов изучения результативности воспитательной системы; форм и способов анализа, оценки и интерпретации полученных результатов. Важность данного компонента в том, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|