|
||||
|
Четыре шага Ежедневный практический алгоритм Йоги Восьми Кругов составлен четырьмя шагами:1. Пробуждение Силы. 2. Движение Силы. 3. Дыхание Силы. 4. Созерцание Силы. Общая четырехшаговая структура практики сохраняется на всех уровнях, вплоть до Круга Силы включительно. Характер построения практического алгоритма изменяется только на уровне Круга Пустоты, в качестве основы имеющего тренировочный режим «свободного потока», принципиально отличный от тренировочных режимов Кругов шести более низких уровней. Поэтому в Точке Пустоты все наложенные ранее на практику структурные ограничения и пространственно-временные распорядки не действуют. Однако прежде чем добраться до «свободного потока», практикующему в подавляющем большинстве случаев необходимо пройти все предшествующие уровни последовательного ужесточения распорядков. Таким образом, вместо того чтобы с самого начала отказаться от сложившихся в его жизни полу-инстинктивных поведенческих программ в пользу расхлябанной анархии и тем самым окончательно поставить крест на процессе накопления упорядоченного самоосознания (а следовательно, и на своем развитии как осознающего существа)(Это, кстати, достаточно типичная ситуация. Ее сплошь и рядом можно наблюдать, общаясь с индивидами, безнадежно увязшими в психоделической эзотерике и по причине то ли лени, то ли гипертрофированного самомнения, то ли недостатка сообразительности (или же вследствие удивительного сочетания и того, и другого, и третьего) отказавшимися от тренировки), йогин сначала просто изменяет свои распорядки. Присущие всем обычным человеческим существам самопроизвольно сформировавшиеся рутинные поведенческие программы последовательно заменяются тщательно продуманными осознанно выстроенными распорядками, которые заставляют энергетическую структуру и сознание действовать с предельно высоким уровнем самоконтроля, эффективности и энергетической полноты. Причем по мере роста интегральной тренированности энергетической структуры человеческого существа развивается нарастающая тенденция неуклонного повышения максимально доступного ей уровня всех трех перечисленных выше характеристик. За счет этого на смену спонтанным жизненным распорядкам человека постепенно приходят определенным образом сформированные последовательности действий, которые в конечном счете превращают всю его жизнь в непрерывный процесс расширения восприятия и накопления упорядоченного самоосознания. Инерция устремления человеческого существа к осознанию Единства к этому моменту становится настолько значительной, что полное разрушение распорядков при переходе из Круга Пространства в Круг Пустоты и выходе сквозь Точку Пустоты в сферу Осознания Единства уже никак не отражается на направлении изменения состояния энергетической структуры и сознания, но лишь ускоряет продвижения человека по пути осознанного развития. Вывод, который, как мне кажется, можно сделать на основе сказанного выше, пожалуй, примерно таков: Вряд ли четырехшаговая структура практики Йоги Восьми кругов, равно как и прочие структурные особенности данной (и любой другой) системы интегрального тренинга, заслуживают того, чтобы быть возведенными в ранг непререкаемых догм. Однако в качестве практических инструментов они могут быть весьма и весьма полезными и оказать большую помощь тому, кто чувствует в себе склонность к предпочтению многоумственного трепа настойчивым действиям.(Дело в том, что я сам — такой, и мне стоило больших трудов отыскать верный способ одолеть собственную лень и совладать со своим самомнением. Проще всего, как это ни странно, справляться с недостатком сообразительности.) ШАГ ПЕРВЫЙ — ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ Практика Пробуждения Силы (Практика Пробуждения Силы усиливает огонь в теле практикующего, а потому требует осторожности и внимательного отношения к выбору продуктов, употребляемых им в пищу. В частности, должно быть в достатке чистой прохладной воды и чистого свежего прохладного молока — коровьего или козьего, а также других жидких молочных продуктов. Парное молоко приемлемо, однако подогревать его после того, как оно остыло, не следует. Если обнаружится все же, что огонь вышел из-под контроля и грозит пожрать тело, если в суставах возникает сухость, а в солнечном сплетении и желудке — даже незначительные боли, количество молока следует увеличить) представляет собой комплекс последовательностей тренировочных техник, которые позволяют йогину использовать утренний переход из состояния сна в состояние бодрствования в качестве средства накопления и перераспределения энергии. Техники, составляющие последовательности Пробуждения Силы, относятся к трем категориям — это энергетические действия (санскр. «крийя»); особые техники замыкания энергетических потоков (санскр. «мудра»); а также динамические дыхательные упражнения (или так называемые «малые пранаямы»). Все они «встроены» в определенные последовательности асан, которые «собирают» разрозненные практики «раскачки» энергетического тела в единое целое. Сами по себе асаны являются техниками, относящимися к категории практик Движения Силы, однако в том или ином виде они присутствуют во всех четырех шагах технологического алгоритма. Разумеется, последовательности асан, режимы их выполнения, типы дыхания, характер манипуляций вниманием и глубина погружения в созерцание тех или иных слоев реальности от шага к шагу существенно изменяются. Однако так или иначе, что бы мы ни делали, наше тело находится в какой-либо позе — «асане», если воспользоваться санскритским термином. Оно не может находиться в «никакой» позе, ибо тогда ему пришлось бы раствориться в небытии. Отсюда возникает вполне резонный вопрос: почему бы в ходе тренировки не придать телу позу или последовательность поз, которая обеспечивает максимальную эффективность той или иной практики? В свое время йогины так и не сумели отыскать достаточно веские основания для отрицательного ответа. В результате практика асан стала основой, на которой «монтируются» все остальные составляющие технологического алгоритма любой «настоящей» системы йогического интегрального тренинга. Действительно, наше органическое тело — те «клавиатура», «мышка», «таблетка», «джойстик», посредством которых мы управляем всем своим «биокомпьютером» — замысловатым комплексом «тонких» составляющих нашей энергетической структуры. И если мы хотим добиться от нее оптимального режима функционирования, то и управление должно осуществляться на соответствующем уровне. Составляющие первого шага одинаковы для всех кругов, кроме Круга Пустоты, и различаются лишь количеством, уровнем сложности и режимами выполнения техник, которые в них входят. Чем выше уровень, тем компактнее, четче и жестче практика, тем меньше времени требуется для достижения эффекта, и тем более ярко этот эффект выражен. Вот перечень составляющих практики Пробуждения Силы: 1. Очистить топку и разжечь в ней огонь. 2. Обратить поток. 3. Поднять воду, поместив ее над огнем. 4. Распределить пар и вновь собрать его в центре. 5. Закупорить внутренний сосуд. 6. Обрести вторую однородность. 7. Зафиксировать продольную ось. Первая составляющая первого шага — «Очистить топку и разжечь в ней огонь» — образована особыми гигиеническими техниками хатха-йоги — очистительными крийями — и одной фиксированной последовательностью йоговских поз — асан, совмещенных с практикой особых приемов энергетического контроля, которые также относятся к категории крий, или «действий». Главная задача первой половины первой составляющей Пробуждения Силы — «Очистить топку» — формирование и очистка пути для свободного прохождения двух главных внутренних потоков Силы в теле: восходящего и нисходящего — праны и апаны. Обычно с возрастом интенсивность этих потоков ослабевает вследствие возникновения в энергетической структуре искажений полевой матрицы, вызванных накоплением загрязнений как в органическом теле, так и на «тонких» уровнях системы. Кроме того, некоторые свойства йоговских гигиенических техник позволяют уже на начальной стадии практики приступить к созданию основы последующего изменения на противоположные устойчивых направлений движения двух основных потоков. Такая реорганизация является тем ключевым действием, которое впоследствии позволяет качественно изменить базовое состояние энергетической структуры человеческого существа, превратив повседневную жизнь в неиссякаемый источник жизненной силы. Вряд ли я раскрою особый секрет, если скажу, что для абсолютно подавляющего большинства из нас то, что мы зовем повседневной жизнью, является «универсальным пожирателем» нашей жизненной силы. В своем обычном состоянии человек каждым своим действием, каждым словом, каждым эмоциональным всплеском и каждой мыслью рассеивает свою «наличную» энергию. При сохранении обычного режима функционирования человеческой энергетической структуры этот процесс необратим. Человек теряет энергию, рассеянную его действиями, словами, мыслями, эмоциями. Однако ФАКТИЧЕСКИ потерять ее мы НЕ МОЖЕМ. Ведь энергетические структуры всех из нас — это ОДНА И ТА ЖЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ. В своих энергетических телах мы отделены друг от друга индивидуальными вибрационными характеристиками. Именно поэтому при восприятии человека на уровне энергетического тела мы всегда видим ТОЛЬКО ОДНО светящееся существо. И энергия, которую мы рассеиваем в процессе нашей жизнедеятельности, никуда не девается. Она просто-напросто НЕ МОЖЕТ никуда деться. Действительно, куда денешься из Бесконечности?.. Более того, в этой Бесконечности она остается НАШЕЙ, так как модулирована нашими индивидуальными вибрационными характеристиками. Мы теряем ее лишь постольку, поскольку не умеем до нее «добраться». Рассеивая энергию на периферию энергетического тела, мы теряем не саму энергию, а осознанный контроль над ней(См. «Дар нагваля», т. 2). Изменением направления двух основных внутренних потоков Силы в своей энергетической структуре на противоположные, мы «закладываем фундамент» кардинального изменения своего «энергетического образа жизни». Результирующее состояние позволяет с помощью определенных тренировочных манипуляций не только перераспределить рассеянную ранее энергию, вновь стянув ее к центру энергетического тела, но также изменить основную тенденцию «жизненного пути» человека, превратив все аспекты повседневной суеты из «расходных» в «приходные» статьи в общем энергетическом балансе человеческой жизни. Говоря проще, новое состояние энергетической структуры, которое развивается вследствие изменения направлений движения праны и апаны на противоположные (или, если пользоваться терминологией, принятой в даосской йоге, вследствие перемены огня и воды местами), позволяет человеку научиться использовать любую (даже самую тупиковую) жизненную ситуацию в качестве источника не только творческого вдохновения, но и просто банальной жизненной силы. Вторая половина первой составляющей Пробуждения Силы — «И разжечь огонь» — включает в себя техники энергетического контроля, в определенном порядке «собранные» на «динамическом субстрате» — некоторой последовательности асан. Она подготавливает энергетическую структуру к практике второй составляющей Пробуждения Силы. А практика второй составляющей Пробуждения Силы — «Обратить поток» — как раз и является тем, что изменяет на противоположные направления движения двух внутренних потоков Изначальной Силы, образующих центральный осевой вихрь нашего энергетического тела, и на некоторое время фиксирует новые направления. За счет этого изменяется на противоположное также и направление движения внутренних потоков Силы во всей энергетической структуре, и в течение тех часов, пока сохраняется такое положение, «тонкие» составляющие нашего существа живут как бы «в обратном потоке времени». Этим обусловлено могучее омолаживающее действие на организм человека практик обращения потока. «Поднять воду, поместив ее над огнем» — третья составляющая Пробуждения Силы. При выполнении входящих в нее практических приемов Сила стихии воды из «нижнего котла», или «поля нижнего света», поднимается вверх и оказывается в «среднем котле», или в «поле среднего света»(См. «Третье открытие…»). Одновременно с этим Сила стихии огня перемещается вниз, занимая то место, которое прежде было занято Силой стихии воды. При обычном состоянии человеческой энергетической структуры такое положение противоестественно. Оно может быть вызвано наличием в системе каких-либо патологических явлений и привести к болезненному «взрыву» энергетической структуры со смертельно опасным рассеиванием огромного количества энергии. А следующий иногда за этим подъем Силы стихии воды до уровня «поля верхнего света» чреват возникновением параноидальных состояний одержимости силами и сущностями низших слоев, поскольку исходные вибрационные характеристики потока Силы стихии воды при этом не изменяются, оказываясь слишком «грубыми» для того, чтобы система могла «справиться» с их наличием в поле верхнего света. Кроме того, нисходящий поток Силы стихии огня «гасится» в поле нижнего света и там «замирает», что в еще большей степени лишает человека жизненной силы и способности к самоконтролю. (Такие состояния часто путают с подъемом Кундалини-шакти. Начитавшись эзотерической и психоделической литературы, человек воображает, что на него снизошло, вернее, «взошло» просветление, в то время как ему просто следует основательно подлечиться.) Однако в случае, когда направление основных внутренних потоков изменено на противоположное, перемена местами Сил огня и воды оказывает исключительно благотворное воздействие на общее состояние энергетической структуры. Благодаря тому, что при измененном направлении потоков энергия в процессе жизнедеятельности не рассеивается на периферию энергетического тела, а наоборот, стягивается из его оболочки к центру, система не «взрывает себя изнутри». Вместо этого энергетическое тело уплотняется, интенсивность всех составляющих его потоков Силы повышается, и сознанию не представляет особого труда полностью контролировать «поведение» низших энергий, проникших в поле верхнего света. В результате огромное количество энергии, поступившее снизу в поле верхнего света, модулируется характеристиками более высоких уровней, присущими вибрационным средам полей среднего и верхнего света. В то же время нисходящий поток Силы стихии огня в поле нижнего света при таком положении вещей оказывается достаточно мощным для того, чтобы не только не угаснуть, но и внедрить в среду поля нижнего света принесенные «сверху» вибрации, свойственные полям среднего и верхнего света. В итоге в центральной части энергетической структуры начинает возникать состояние однородности: частота вибраций на всех уровнях как бы «приводится к общему знаменателю», каковым является наивысшая присутствующая в системе частота, то есть частота вибраций, свойственных самым верхним уровням среды поля верхнего света. Это обусловлено тем, что направления двух внешних, или «больших», потоков Изначальной Силы, в точке контакта которых формируется центр энергетической структуры человеческого существа, не могут измениться. Независимо от направления внутренних потоков, они всегда направлены к центру человеческого существа. Более того, на самом «тонком» уровне организации нашей энергетической структуры поток Изначальной Силы фактически ОДИН — это так называемый Универсальный поток Изначальной Силы — нисходящий вихрь движения, уравновешенный восходящим потоком отсутствия энергии, потоком не затронутых движением зон Пустоты. Условно можно сказать, что в Универсальном потоке Изначальной Силы тенденции ХА и ТХА взаимно уравновешены. Количество же энергии в нем поистине бесконечно. И тенденция «стягивания» рассеянной энергии с периферии к центру энергетического тела лишь увеличивает интенсивность поступления этой энергии в систему. А ведь именно вибрации Универсального потока Изначальной Силы характеризуются наивысшими частотными характеристиками. Отсюда понятно, почему в процессе приведения частоты вибраций полевой матрицы энергетической структуры к некоторому общему значению этим значением в конечном счете оказывается частота вибраций вибрационной среды Универсального потока. Такое состояние однородности энергетической структуры при сверхвысокой плотности распределения энергии в образующем ее конгломерате полевых образований и устойчивом преобладании в ней Универсального потока Изначальной Силы можно условно назвать «необходимым энергетическим условием достижения просветления». Если, конечно, под просветлением понимается неограниченное расширение диапазона восприятия и фактическое распространение самоосознания на Бесконечность. Выполняется это «необходимое условие» как бы спонтанно. В какой-то момент энергетическая структура «вдруг» оказывается в удовлетворяющем ему «вибрационном состоянии». Однако этому спонтанному «вдруг» непременно предшествует более или менее продолжительный период упорной практики, способствующей накоплению энергии, преобразованию энергетической структуры и воплощению в ней новых функций сознания, позволяющих качественно и количественно изменить восприятие. Без этого развитие осознания невозможно. Потому вернемся к практике. Как мы помним, в результате выполнения третьей составляющей Пробуждения Силы — «Поднять воду, поместив ее над огнем» — в центральной части энергетической структуры начинает возникать новое состояние однородности. «Тело наполняется паром». Четвертая составляющая Пробуждения Силы — «Распределить пар и вновь собрать его в центре» — способствует распространению возникшего в центре энергетической структуры состояния «вибрационной однородности» на достаточно обширную зону энергетического тела. Задача практики четвертой составляющей — не просто «выбросить» «Силу пара» на периферию энергетического тела, а «прогладить» этой Силой его волокна вплоть до самой оболочки и вновь собрать ее в центре — там, где уже достигнут некий «начальный уровень однородности». Примерно так же, как, прогладив утюгом рукава рубашки, еще раз возвращаются к спине и вороту, дабы закрепить достигнутый успех… Пятая составляющая Пробуждения Силы — «Закупорить внутренний сосуд» — позволяет зафиксировать собранную в центре энергетического тела Силу, «встроив» ее в те функциональные блоки энергетической структуры, которые нуждаются в «ремонте» и «расширении». При этом достигнутая однородность внутреннего объема центральной части энергетического тела заметно нарушается из-за явного выделения элементов структуры, в которые оказалась встроенной стянутая к середине энергия. Чтобы подготовить систему к последующим шагам практического алгоритма, выполняется предпоследняя составляющая Пробуждения Силы — «Обрести вторую однородность». Ее практика позволяет за счет привлечения дополнительной энергии из периферийных отделов к центру энергетического тела в известной степени восстановить ту однородность его внутреннего объема, которая была достигнута за счет выполнения четырех практик, предшествовавших этапу «Закупорить внутренний сосуд». Тем не менее полная однородность уже не достигается, так как в объеме энергетического тела явно выделяется повышенная энергетическая плотность потоков в тех элементах структуры, в которые энергия была «встроена» на предыдущем этапе практики. Именно плотность потоков Силы в этих элементах становится теперь той эталонной величиной, на достижение которой ориентируется вся система в ходе практики последующих шагов технологического алгоритма — Движения Силы, Дыхания Силы и Созерцания Силы. И, наконец, выполнение последней составляющей Пробуждения Силы — «Зафиксировать продольную ось» — выделяет, уплотняет и окончательно «оформляет» главный элемент «скелета» энергетического тела — его серединную вертикальную ось. Это имеет достаточно большое значение для успешного выполнения последующих шагов практического алгоритма, поскольку центральная ось энергетического тела «пронизывает» все слои нашей энергетической структуры и все сферы Мира, как бы соединяя нашу внутреннюю бесконечность с Бесконечностью Мироздания. Именно центральная ось является тем каналом, по которому в нашу энергетическую структуру поступает Сила Универсального потока. В итоге практика Пробуждения Силы приводит энергетическую структуру человека в состояние, при котором следующий шаг — Движение Силы — оказывается максимально эффективным средством для целенаправленного изменения и усложнения ее конфигурации и, как следствие, перевода ее на более высокий уровень функционирования. ШАГ ВТОРОЙ — ДВИЖЕНИЕ СИЛЫ В современных условиях Движение Силы — основной вид практики. По времени он должен занимать не менее двух третей всего тренировочного процесса. Практика Движения Силы составлена последовательностями техник, которые совершенствуют конфигурацию энергетической структуры и формируют в ней скелетные системы «тонких» органов, позволяющих реализовать психоэнергетические функции более высокого уровня. Закладывая основу для функционального развития сознания, Движение Силы как бы создает энергетический каркас его измененных состояний, результатом которых становится последовательное расширение диапазона восприятия без смещения его центра, то есть без искажения уровня социальной адекватности индивида. Как я уже упоминал, техники, которыми составлены последовательности Движения Силы, относятся к категории асан — йоговских поз (санскр. «асана» — с ударением на первом слоге). Как тренировочная техника, каждая асана образована тремя фазами: (1) фазой динамического входа, (2) фазой фиксации и (3) фазой динамического выхода. В зависимости от режима практики, относительной степени сложности конкретных асан и ряда других факторов соотношения длительности фаз и характер их чередования могут быть различными. Главной характеристикой асаны является так называемая «глубина» фазы фиксации. Это понятие не только и даже не столько чисто механическое, сколько психоэнергетическое. Тем не менее, одним из ключевых критериев глубины асаны вообще вполне может служить механическая глубина фазы фиксации — то, насколько форма тела практикующего в фазе фиксации данной конкретной асаны приближается к предельно доступному данному конкретному индивиду при его уровне тренированности варианту данной конкретной формы. В практике асан важно не просто придать телу ту или иную форму и в течение некоторого времени ее удерживать, а принять МАКСИМАЛЬНО ТРУДНОДОСТУПНЫЙ из возможных вариантов этой формы, достичь в ней своего предела и посредством статической фиксации заставить тело еще немного глубже влиться в нее, чтобы хотя бы чуть-чуть превзойти свой предел (Это — «мужской» вариант практики. Для женщин практика должна быть более текучей и динамичной, статические фиксации — короткими и выраженными значительно менее явно. «Втекание» в форму асаны в «женском» варианте тренировочной практики достигается за счет нескольких последовательных повторений одной и той же фазы движения). В каждом элементе каждой тренировки — преодолеть свою слабость и ограниченность, хотя бы в чем-то победить самого себя. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. В каждое мгновение принять новый вызов и победить, обрести хотя бы чуточку больше контроля над действиями своего органического и энергетического тел, то есть над своей энергетической структурой в целом, а следовательно, и над воплощенным в ней сознанием. Таков главный принцип, на котором построена вся практика любой истинно йогической системы интегрального тренинга. Именно поэтому в практике йоги используется достаточно большое количество разнообразных асан и их вариантов(Принято считать, что изначально Шивой были даны 84000 асан, но и это, вероятно, далеко не все. Обычно в практике применяется пять-шесть сотен асан и их вариантов, представляющих собой модификации двухсот-трехсот основных упражнений). Древние йогины, тысячелетиями разрабатывавшие йогические технологии интегрального тренинга, были людьми исключительно практичными и никогда не делали того, чего можно было избежать без потери эффективности тренировочного процесса. И настаивая на применении не только относительно простых, но также исключительно сложных и замысловатых асан, они исходили из того, что вызов должен присутствовать в каждой тренировке. Тренировка ради простого «поддержания формы» принципиально ущербна и ведет к деградации. Либо развитие, либо деградация, третьего не дано — таков закон эволюции. Совершенно очевидно, что при таком подходе каждая связка упражнений и каждый освоенный элемент, каким бы сложным он ни казался в начале практики, рано или поздно становится рутинным и теряет свою эффективность, ведь энергетическая структура человеческого существа в процессе правильной практики йоги интенсивно развивается и, делаясь все более тренированной, со временем легко справляется с тем, что прежде казалось немыслимо сложным и труднодостижимым. Простые связки и элементы хороши для начинающих, для тех, кто обладает примитивно организованной энергетической структурой. По мере ее развития и усложнения практикующему приходится искать новые и новые формы упражнений, чтобы тренировка не утрачивала необходимой напряженности. Однако при этом также очень важно не перестараться, поскольку излишнее усердие может иметь разрушительные последствия для той же энергетической структуры, и, как следствие, для сознания практикующего(Подробнее см. «Третье открытие Силы»). Путь йоги — это путь через пропасть по острой кромке отточенного подобно бритвенному лезвию клинка. О том, каковы критерии достаточности в практике асан и как избежать травм и прочих неприятностей, обусловленных чрезмерным усердием, речь пойдет в практических разделах настоящей работы. ПОЛЯРНАЯ И ДИПОЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА В ПРАКТИКЕ ДВИЖЕНИЯ СИЛЫ Все без исключения йогические технологии интегрального тренинга уделяют особое внимание работе с сексуальной энергией. Фактически, основным методом изменения конфигурации энергетического тела является «сублимация» и перераспределение энергии, накопленной и сконцентрированной в центре сексуальной Силы человеческого существа. Именно этим родом энергии в наибольшей степени составлена Сила стихии воды, поэтому все практики Пробуждения Силы являются одновременно техниками, позволяющими обрести контроль над сексуальной энергией. Под сублимацией, или «возгонкой», сексуальной энергии понимается последовательный перевод энергии с более «плотных» уровней энергетического тела на более тонкие(Характер соотношения между смежными уровнями энергетического тела, а также сущность и механизм возгонки сексуальной энергии достаточно подробно рассмотрены в «Третьем открытии…»). Одна из самых главных целей практики Движения Силы состоит в накоплении энергии в центре сексуальной Силы, концентрация ее за счет «уплотнения» спирально свернутого потока, которым этот центр образован, и последующая сублимация накопленной сексуальной энергии с перераспределением полученных в результате более «тонких» вибрационных потоков в энергетической структуре. Сообразно этому вся практика Движения Силы делится на два раздела, которые можно условно назвать «полярной тренировкой» и «дипольной тренировкой». Полярная тренировка есть практика, при которой йогин или йогини (йог-мужчина или йог-женщина соответственно) тренируется самостоятельно, в одиночку. При этом в центре сексуальной Силы происходит интенсивная концентрация так называемой полярной сексуальной силы — мужской в мужском организме и женской — в женском. Кроме того, полярная тренировка позволяет добиться максимальной глубины проработки конфигурации энергетической структуры. Однако Сила, которая при этом «встраивается» в структуру, несмотря на существенные трансформации качества потоков при переходе с уровня на уровень, остается в значительной степени полярной. Устойчивая фиксация новых аспектов конфигурации энергетической структуры требует уравновешивания потоков Силы одного из полярных качеств потоками Силы противоположного качества. Для осуществления этого практикуется дипольная тренировка, иногда именуемая также «парной энергетической культивацией»(См. М. и М.Чиа «Дао — пробуждение света», «Культивация мужской сексуальной энергии», «Культивация женской сексуальной энергии», «Хатха-Йога-Прадипика», «Гхеранда-Самхита», «Кама-сутра», Shri Yogendra «Yoga Personal Hygiene» и «Yoga Physical Education»). Сущность дипольной тренировки в практике Движения Силы состоит в том, что мужчина и женщина совместно выполняют последовательности асан, совмещенных с половым актом. Практика дипольной тренировки очень сложна не только потому, что требует большой физической силы, выносливости и координации движений, но также потому, что предполагает исключительно высокий уровень самоконтроля у обоих партнеров. И мужчина, и женщина должны обладать такой отрешенностью, которая позволит им не пойти на поводу у эмоционального возбуждения, что не так-то просто. Подчинение неконтролируемому эмоциональному возбуждению сводит на нет тренировочный эффект дипольной тренировки, превращая ее в банальный энергетически расходный секс. Дипольная тренировка — это не секс, это именно ТРЕНИРОВКА. Успешная практика дипольной тренировки на несколько порядков повышает эффективность всей практики интегрального тренинга в целом и практики полярной тренировки в частности. Это обусловлено не только и даже не столько тем, что в этом случае происходит гармоничное перераспределение потоков Силы в энергетических структурах мужчины и женщины, сколько мощностью используемых при этом фактических ощущений. Говоря о работе с «тонкими» энергиями и потоками Силы, мы всегда говорим о работе с теми ощущениями, которые они производят в нашем органическом теле. Именно посредством ощущений «тонкое» (впрочем, как и все остальное) проявляется в сфере восприятия. Это очевидно. Поэтому очень важно в практике ориентироваться на ФАКТИЧЕСКИЕ ощущения, а не на что-то придуманное — воображаемое или визуализированное. Оргазм — единственное состояние, в котором любой (даже самый нечувствительный) человек на органическом уровне воспринимает ощущения, сопутствующие прохождению потоков «тонких» энергий. Причиной тому является мгновенное многократное усиление интенсивности отдельных потоков Силы в энергетическом теле, обусловленное взрывным выбросом огромного количества энергии из центра сексуальной Силы. В практике дипольной тренировки используется так называемый «ступенчатый», или «растянутый», оргазм. При этом эякуляции — выброса семени — не происходит, а импульсное поступление сбалансированной сексуальной энергии в объединенную систему энергетических структур мужчины и женщины используется для отслеживания энергетических потоков и управления их распределением во всех вплоть до самых «тонких» составляющих энергетического тела. Благодаря высокой интенсивности оргазмических ощущений, все происходящие при этом в энергетическом теле процессы воспринимаются более явственно, чем при полярной тренировке, и обрести над ними контроль значительно легче (Если, конечно, не увлекаться собственно сексом ради секса). Поэтому в ходе дипольной тренировки практикующие — как мужчина, так и женщина — очень быстро учатся управлять проявлениями «тонких» энергий в своих энергетических структурах, а это, в свою очередь, позволяет каждому из них существенно увеличить эффективность собственной полярной практики. Сама по себе дипольная тренировка не позволяет достичь такой точности и глубины проработки конфигурации энергетической структуры, какую дает полярная тренировка. Более того, успех дипольной тренировки полностью определяется тем, какого уровня искусности человек достиг в полярной, поэтому именно полярная тренировка считается основной практикой Движения Силы. Естественно, для успешной дипольной тренировки и мужчина, и женщина должны обладать одинаково высоким уровнем владения базовой техникой выполнения последовательностей асан. Поэтому при обучении практическим последовательностям Йоги Восьми Кругов на уровне нулевого цикла, Круга Земли и Круга Воды даются только полярные техники. Обучение парной культивации может начинаться лишь на уровне Круга Огня. Поэтому все, о чем пойдет речь ниже, касается исключительно техник полярной тренировки. ПОЛЯРНАЯ ТРЕНИРОВКА В практике полярной культивации отдельные асаны являются элементами слитных последовательностей — драгоценными жемчужинами, как бы нанизанными на нить дыхания(О дыхательных техниках вообще, и о типах дыхания в Движении Силы в частности, речь пойдет ниже). Как и в практике Пробуждения Силы, в Движении Силы важен порядок следования упражнений и режим, в котором эти упражнения выполняются. Характер, формы, скорость и степень текучести движений, соединяющих асаны в непрерывный поток переплавляющихся друг в друга форм, также имеют большое значение, которое становится тем более решающим, чем выше уровень практики. Например, если в нулевом цикле и на уровне Круга Земли важны в основном лишь формы асан в фазе удержания и более-менее ровное их чередование, то в Круге Пространства текучесть и энергетическая полнота переходов между асанами уже становится решающим фактором — в отдельных случаях даже более важным, чем сами формы. «Срыв» потока движения в практике асан уровня Круга Пространства может привести к разрушению всей структуры тренировки, а ошибка в выполнении связки упражнений — к серьезной травме. На уровне же Круга Силы и Круга Пустоты практика асан превращается в некоторое подобие величественного танца, в котором тело сплетается в немыслимые узлы, плавно перетекающие друг в друга посредством движений, формы и траектории которых кое-где напоминают формы и траектории сложных движений диковинных боевых искусств. Фазы фиксации и соединяющие их переходные элементы при этом одинаково важны, а слитность и текучесть практики такова, что расчленить последовательность асан на отдельные составляющие не всегда представляется возможным. Подобно дальневосточным практикам Цигун, Тай Цзи и т. п., асаны принципиально отличаются от всех прочих типов физических упражнений. Любые чисто физические упражнения, будь то «большой» спорт, спорт «для себя» или лечебная физкультура, являются РАСХОДНЫМИ. Органическое тело в ходе их практики расходует энергию, полученную за счет переработки продуктов питания. Для восстановления энергетического баланса необходимо поступление в организм дополнительной пищи. В «тонких» отделах энергетической структуры при этом не происходит практически ничего сколько-нибудь существенного, если расход энергии равен поступлению. Если расход энергии устойчиво превышает ее поступление из пищи, органическое тело начинает «съедать» «тонкие» составляющие. Ничего хорошего с точки зрения развития сознания это в себе не несет, ибо сулит лишь его деградацию и сужение диапазона восприятия. Если же поступление энергии превышает расход, органическое тело запасает ее впрок, наращивая непроизводительную мышечную массу и жировые отложения. Однако качественных переходов энергии с более низкого (более «плотного») уровня на более высокий (на более «тонкий»), то есть кардинального изменения вибрационных характеристик энергетических потоков при обычной физической тренировке не происходит. Асаны же, равно как и все прочие техники интегрального тренинга — это практики прежде всего ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ. Они построены таким образом, что, несмотря на расход энергии в органическом теле, в «тонких» составляющих энергетической структуры происходит локальная концентрация энергии. В результате формируются новые скелетные системы функциональных органов энергетического тела. С периферии энергетической структуры в центр устремляются потоки энергии, обладающие теми вибрационными характеристиками, которыми обладала энергия, «встроившаяся» в результате практики в ту или иную скелетную систему «тонкого» тела, ибо, как известно, природа не терпит совсем уж «пустой» пустоты. При этом общая динамика потоков в энергетической структуре человека значительно интенсифицируется, застойные зоны ликвидируются, энергообмен в «тонком», или «полевом», теле налаживается, что влечет за собой благотворные изменения в органическом теле и устранение многих патологий, обусловленных функциональной недостаточностью тела энергетического. Более того, при жесткой практике высокой интенсивности даже потенциально патогенные потоки Силы ассимилируются энергетической структурой, а их вибрационные характеристики модифицируются. Другими словами, в ходе практики асан йогин обучается не только себя излечивать, но также благополучно «питаться» теми видами «тонких» энергий, которые для обычного человека просто-напросто убийственны. Сказанное выше, однако, отнюдь означает, что «тонкие» энергонесущие субстанции используются для питания органического тела — это нецелесообразно. Скорее наоборот: благодаря кардинальным изменениям конфигурации энергетического тела и характера энергообмена в системе в целом, появляется возможность эффективно и без вредных последствий использовать энергию, получаемую из пищи на уровне органического тела, для построения «тонких» составляющих энергетической структуры.(Подробнее см. в «Третьем открытии…») Таким образом, практика Движения Силы параллельно с относительно незначительным расходом энергии на уровне органического тела накапливает в «тонком» теле неизмеримо большее ее количество, которое затем может быть использовано йогином по его усмотрению. Естественно, чем выше уровень практики, тем более явно выражена эта тенденция, и соответственно, тем полнее контроль над функционированием энергетического тела вплоть до самых «тонких» его составляющих. Здесь необходимо отметить, что эффективность практики Движения Силы в значительной степени определяется степенью проработки энергетической структуры практиками Пробуждения Силы, которые заметно смещают «точку отсчета» повышения энергетического статуса человеческого существа. Начальный уровень плотности энергии в потоках Силы энергетического тела оказывается значительно более высоким, чем в случае, если бы Пробуждение Силы не практиковалось. Кроме того, единственным всегда доступным источником, из которого наша энергетическая структура может непосредственно и без каких бы то ни было осложнений черпать новую для себя, а не просто перераспределенную Силу, является Универсальный поток Изначальной Силы. Практика же Пробуждения Силы есть то, что многократно повышает эффективность взаимодействия энергетической структуры с этим потоком. Особенно интенсивно накопление энергии в полевом теле происходит при практике высших уровней, в частности Движения Силы в Круге Силы и в Круге Пустоты. Это обусловлено тем, что технология этих уровней предусматривает синхронизацию практики асан с определенными схемами Дыхания Силы. Сущность собственно Дыхания Силы состоит в привлечении в энергетическую структуру практикующего огромного количества энергии и выравнивании плотности интегрального ее потока во всем полевом теле до такого состояния, когда сформированные практикой асан «тонкие» скелетные элементы новой — более совершенной — конфигурации как бы растворяются в полной однородности энергетического тела — в так называемой «третьей однородности», которая приходит на смену разрушенной структурирующим воздействием Движения Силы «второй однородности». Как и в случае «первой однородности», это происходит за счет того, что концентрация энергии во всех точках полевого тела значительно повышается и становится равной концентрации энергии в его скелетных элементах, а все потоки, это тело составляющие, гармонизируются в соответствии с некоторой единой вибрационной матрицей. Причем первичный модуль, на основе которого строятся все элементы матрицы, — также тот же, что и прежде: частота вибраций Силы Универсального потока. Конечно, полной однородности практикой одного только Движения Силы достичь все же не удается, ибо оно целенаправленно прорабатывает и совершенствует в основном структурную конфигурацию скелетных элементов энергетического тела. Для достижения полноты его однородности даже на самых высоких уровнях сохраняется необходимость изолированной практики Дыхания Силы. Порядок чередования асан в последовательностях также относится к факторам, имеющим ключевое значение для результатов практики. Если попытаться дать ему количественную оценку, то можно сказать, что сами по себе асаны как фиксированные положения тела и связывающие их движения определяют пятьдесят, а то и тридцать процентов эффективности практики, оставшиеся же пятьдесят-семьдесят приходятся на структурную организацию последовательностей. Дело в том, что, какой бы сложной и универсальной ни была та или иная асана, действие ее всегда ограничено определенными отделами энергетической структуры и определенным характером изменений конфигурации, которые она генерирует в «тонком» теле. Каждая последующая асана «работает» с той конфигурацией, которая была получена в результате всей предшествовавшей практики. Поэтому порядок чередования асан в последовательности и имеет столь огромное значение. Именно характер построения практических последовательностей есть тот еретический фактор, которым различные школы йогической практики отличаются одна от другой. По-разному чередуя одни и те же асаны, можно добиться совершенно разных результатов. И, разумеется, чем выше уровень практики, чем более эффективные и сложные методы используются, тем большее значение имеет порядок элементов в последовательности и тем дороже обходятся ошибки. Это подобно тому, как при работе с компьютерной техникой решающее значение имеет порядок, в котором оператор нажимает кнопки на клавиатуре. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ РЕЖИМЫ Практические последовательности Движения Силы различных уровней в Семи Кругах Восхождения отличаются друг от друга не только количеством и степенью сложности составляющих их элементов, но также режимами практики. На уровне нулевого цикла и Круга Земли основным режимом практики последовательностей асан является режим, именуемый «лестница в небо». Практика в режиме «лестница в небо» представляет собой простое последовательное выполнение фаз фиксации асан, каждая из которых удерживается на протяжении одного или нескольких циклов дыхания. «Глубина» асаны достигается за счет достаточно длительного статического удержания. Дыхание — самое обычное полное дыхание. Переходам между асанами и динамическим фазам самих асан внимание почти не уделяется, следят лишь за тем, чтобы не было рывков и сбоев дыхания. В некоторых случаях между каждыми двумя последовательными фазами фиксации выполняют расслабление в одной из предназначенных для этого поз. Относительную (по отношению к степени сложности практик двух наивысших Кругов) степень сложности основных элементов и связок, составляющих последовательности нулевого цикла и Круга Земли, можно охарактеризовать словами «полный примитив». В то же время и на уровне нулевого цикла, и в Круге Земли имеются так называемые «дополнительные» связки и элементы, степень сложности которых значительно выше. Необходимость их применения продиктована тем, что иногда начинающие имеют изначально достаточно высокий уровень физической тренированности, однако практика последовательностей высших Кругов им противопоказана по причине недостаточного развития энергетического тела. Попытки же не обращать внимания на эти противопоказания чреваты крайне опасными последствиями как нервно-психического, так и непосредственно органического характера. Опыт показывает, что именно эти люди получают наиболее тяжелые и трудноизлечимые травмы. В такой ситуации оказываются, как правило, высококвалифицированные (и в особенности — профессиональные) спортсмены (уровень КМС и выше) — пловцы, гимнасты, акробаты, бойцы, легкоатлеты, многоборцы; а также артисты балета, профессиональные циркачи, каскадеры, некоторые сотрудники оперативных подразделений силовых структур и т. п. Все эти люди имеют огромный потенциал ускоренного развития, и для того, чтобы помочь им в кратчайшие сроки преодолеть разрыв в развитии органического и энергетического тел, в практику нулевого цикла и Круга Земли вводятся дополнительные связки и элементы, относительная степень сложности которых соответствует уровням Круга Воды, Круга Огня и даже в отдельных случаях — Круга Ветра. На уровне Круга Воды основным режимом практики последовательностей асан является режим, именуемый «воды великой реки» или «режим глубокой текучести». Он отличается от «лестницы в небо» тем, что при практике в этом режиме фаза фиксации асаны очень сильно растянута, а собственно неподвижная фиксация в ней почти полностью отсутствует. Ее заменяет медленное, длительное и плавное «втекание» в асану. Дыхание — мягкое и полное по типу «растворяющегося», то есть такое, в котором из вдоха незаметно начинает вытекать выдох, который затем точно так же незаметно сменяется вдохом. Такое дыхание подобно приливам и отливам, «вливающим» тело в форму асаны. Поскольку все выполняется очень медленно, иногда возникает впечатление, что фаза фиксации той или иной асаны удерживается статично. Однако это впечатление обманчиво: остановки как таковой нет, просто движение переходит внутрь, в глубину, превращаясь в едва заметное течение мышц, сухожилий, в течение потоков внутренней энергии. Динамические фазы асан в этом режиме представляют собой очень-очень медленные и плавные движения. Режим «лестница в небо» используется при практике последовательностей Круга Воды на этапе их освоения. Относительную степень сложности связок и элементов Круга Воды можно охарактеризовать словами «примитив, конечно, однако в этом что-то есть…». На уровне Круга Огня основным режимом является режим, именуемый «скользящее пламя». По сути своей он похож на режим «воды великой реки», однако отличается более высокой скоростью. Это требует более интенсивного дыхания, большей четкости и точности движений, большей физической силы и выносливости. Дыхание в режиме «скользящее пламя» — это полное дыхание по типу «уджджайи», при котором воздух, проходя по верхней части задней стенки гортани, производит непрерывный звук «х-х-х-х-х…». Обе динамические фазы асан выполняются довольно быстро, фаза фиксации ограничена небольшими промежутками времени (как правило, не более тридцати-сорока секунд даже в самых сложных и напряженных асанах, требующих углубленной адаптации тела) и так же, как и при практике в режиме «воды великой реки», обладает внутренней динамикой. Фактически по достижении максимальной глубины формы фаза динамического входа в асану буквально сразу же начинает сменяться фазой динамического выхода. Характер движений, соединяющих асаны в последовательности, — такой же, как в режиме «воды великой реки», но скорость их выполнения — в несколько раз выше. Практика в режиме «скользящего пламени», в отличие от практики в двух предыдущих режимах, не дает фиксированных изменений конфигурации энергетической структуры, но зато во много раз повышает интенсивность динамических процессов в энергетическом теле, за счет чего происходит его очищение и закрепление устойчивых изменений конфигурации, достигнутых практикой последовательностей в режимах «лестница в небо «и «воды великой реки». Режимы «лестница в небо» и «воды великой реки» используются в практике последовательностей Круга Огня на этапах их освоения. Относительная степень сложности связок и элементов Круга Огня — «это уже кое-что…». На уровне Круга Ветра основным режимом практики последовательностей асан является режим, именуемый «ветер в кронах деревьев». Подобно летнему ветру, который то налетает порывами и раскачивает кроны, то совсем стихает, то едва слышно шелестит листвой, практика в режиме «ветер в кронах деревьев» представляет собой интуитивное сочетание всех трех режимов в пределах практики одной последовательности. Тело само подсказывает практикующему, когда следует ускорить движения, когда поглубже влиться в форму асаны, а когда замереть, чтобы дать возможность энергетической структуре зафиксировать изменения конфигурации. На этапах освоения практических последовательностей Круга Ветра все три режима, образующие режим «ветер в кронах деревьев», используются по отдельности. Относительная степень сложности связок и элементов Круга Ветра — «ну-ну, и что же дальше?..». На уровне Круга Пространства основным режимом практики является режим «гроза в горах». Он соотносится с режимом «ветер в верхушках деревьев» примерно так же, как режим «скользящее пламя» соотносится с режимом «воды великой реки». Энергетическая мощь практики в режиме «гроза в горах» такова, что потоки Силы, формирующиеся вокруг тела йогина, интенсивно очищают пространство. Те, кто находится рядом с практикующим, временами чувствуют «электрические» потоки прохладного ветра и ощущают запах озона. Жесткие паузы в предельно глубоких и напряженных фазах фиксации подобны напряженному ожиданию, какое бывает в промежутках между молнией и раскатами грома, прыжки и мгновенные переходы из длительно удерживаемой фазы фиксации в сменяющую ее динамическую фазу — сами молнии, мощные и полные силы медленные мягкие движения динамических фаз — раскаты грома. И все это пронизано неудержимым ливнем Силы, ее мощные вихри, образующиеся в пространстве в ходе такой практики, подобны потокам, которые бушуют в ущельях, смывая все на своем пути. Разумеется, прежде чем будет достигнута точность и сила, необходимые для практики в режиме «гроза в горах», йогину приходится долго отрабатывать последовательности Круга Пространства во всех предыдущих режимах, постепенно приближаясь к совершенному их освоению с предельной осторожностью и осмотрительностью. Попытки безоглядно ворваться в сферу Йоги Очищения Пространства грозят не только опаснейшими травмами, но и страшными житейскими невзгодами, ибо хранители этой практики чрезвычайно могущественны и просто так в нее никого не пускают. Тот, кто решается взяться за освоение последовательностей Круга Пространства в режиме «гроза в горах», должен быть Мастером, в совершенстве владеющим всеми режимами более низких уровней. Практики Круга Пространства составляют техническую базу, с которой может начинаться освоение последовательностей Круга Силы. Относительная степень сложности элементов и связок, составляющих последовательности Круга Пространства, вполне характеризуется словами «ну а теперь, господа, приступим-с…». Основным режимом практики асан на уровне Круга Силы является режим, именуемый «стальная обезьяна». Он не просто представляет собой сочетание всех пяти режимов более низких уровней, но качественно отличается от них характером движений, соединяющих асаны в последовательность, и типом дыхания. «Стальная безьяна» копирует то, что было раньше, но делает это по-своему. Динамика на уровне Круга Силы — это не просто поток переходов от одной формы тела к другой, как было на прежних уровнях, но удивительный танец Силы — каскады сложных движений, формы, темп, амплитуды и траектории которых отличаются особым разнообразием. Это — почти «свободный поток», разница лишь в том, что на уровне Круга Силы еще присутствуют определенным образом установленные последовательности фаз фиксации, сквозь которые надлежит пройти телу практикующего. Полная свобода в рамках жесточайших распорядков — это «стальная обезьяна». Подобно динамике, полностью изменяется также и характер дыхания. В поток дыхания вплетаются задержки и паузы, энергетические замыкания (мудры) и замки (бандхи). Все это наполняет практику таким мощным потоком Силы, что «обезьяна» воистину оказывается «стальной». Главное, на что йогин обращает внимание, практикуя асаны в режиме «стальной обезьяны», — это предельная энергетическая «полнота» и «глубина», а также максимальная экспансия его осознания в пространство. Выбор средств для осуществления этой цели подсказывает само тело в каждое мгновение тренировки. В отличие от последовательностей всех предыдущих уровней, последовательности уровня Круга Силы с самого начала отрабатываются в режиме «стальной обезьяны». Естественно, безопасной такую практику назвать нельзя ни в коем случае. Основным режимом практики последовательностей асан на уровне Круга Пустоты является режим «свободного потока». Даже если бы я мог рассказать, что это такое, я не стал бы этого делать, ибо вся информация, которая относится к уровню Круга Пустоты, не подлежит разглашению и может быть передана только лично от учителя ученику, либо по линии передачи тайного знания из Универсального Хранилища воплощенному Мастеру-хранителю школы. Принципиальная же невозможность каких бы то ни было конкретных описаний режима «свободного потока» обусловлена тем, что это знание вообще не может быть передано словами, но только лишь потоком Силы. Можно сказать, что «свободный поток» в известном смысле является диаметральной противоположностью «стальной обезьяны». Если «стальная обезьяна» есть, как уже говорилось, полная свобода в рамках жесточайших распорядков, то «свободный поток» — это мгновенно формирующие сами себя и столь же мгновенно себя исчерпывающие энергетически обусловленные жесткие распорядки в поле бесконечной свободы. В то же время оба эти режима обладают одним общим свойством: и «стальная обезьяна», и «свободный поток» есть то, что иногда называют «медитацией в движении», — некое естественное сочетание Движения Силы, Дыхания Силы и Созерцания Силы. Главным и в том, и в другом режиме является ощущение потоков Силы и взаимодействие с ними. Но если в «стальной обезьяне» это взаимодействие контролируется с помощью приведения распределения этих потоков в соответствие с вполне определенными заранее известными схемами структурных переходов, то в «свободном потоке» контроль над потоком Силы достигается за счет подчинения ему и растворения в нем. Контроль над потоком в «стальной обезьяне» есть внешний контроль воли над структурой потока. Контроль над потоком в «свободном потоке» есть контроль изнутри самого потока, в котором воля управляет потоком Силы благодаря тому, что сама ему подконтрольна, и даже более того — благодаря тому, что именно им она ГЕНЕРИРУЕТСЯ. В этой связи мне кажется необходимым предупредить практикующих об одной возможной ошибке, плачевные результаты которой мне приходилось неоднократно наблюдать. Дело в том, что многие, едва ощутив в теле энергетические потоки и научившись связывать их структуру с формами асан, отказываются от каких бы то ни было заданных схем практических последовательностей и начинают тренироваться в спонтанном режиме. Однако такая спонтанная практика вовсе не обязательно есть практика в режиме «свободного потока». «Свободный поток» требует готовности тела и всей энергетической структуры к свободе. Мало обрести свободу, нужно еще и уметь с ней обращаться. Об этом уже шла речь, когда я говорил об отказе от распорядков. Именно потому практике в режиме «свободного потока» с необходимостью предшествуют усердные тренировки, в ходе которых тело и энергетическая структура трансформируются, проходя сквозь жесткие рамки практических режимов более низких уровней. ШАГ ТРЕТИЙ — ДЫХАНИЕ СИЛЫ Дыхание Силы есть практика фиксации развития энергетической структуры путем наполнения ее энергией и выравнивания плотности энергии по всем ее отделам. Составляющие практики Дыхания Силы одни и те же для всех кругов, кроме седьмого, и отличаются уровнем сложности элементов, которые в них входят: 1. Ходьба Силы. 2. Плавание Силы. 3. Объединение Силы. Фактически, каждая из составляющих Дыхания Силы может быть использована в качестве полноценного самостоятельного метода интегрального тренинга, поскольку все они в своих заключительных фазах естественным образом трансформируются в практики следующего шага — Созерцания Силы. Дыхание Силы при ходьбе, или Ходьба Силы(См. Шри Свами Шивананда «Йога-терапия», А. Сидерский «Третье открытие Силы») является основой медитативного бега — ключевой практики так называемых тибетских «беговых йогов», или лунг-гом-па. Плавание Силы представляет собой технику плавита-садханы — «Пути пловца», о которой уже упоминалось выше. Плавита-садхана имеет также свои медитативные техники, практикуемые в воде. Практика Объединения Силы есть классическая Пранаяма-Йога-Садхана(См. «Шива-Самхита», «Гхеранда-Самхита», «Хатха-Йога-Прадипика», Шри Свами Шивананда «Учение о пранаяме>, Дхирендра Брахмачари «Мудра и пранаяма>, Б. К. С. Айенгар «Искусство пранаямы> и Б. К. С. Айенгар «Йога-дипика>, Андре ван Лисбет «Пранаяма>, В. Евтимов «Йога>, Shri Yogendra «Yoga Physical Education>, Takashi Nakamura «Oriental Breathing Therapy>), из которой вытекают все практики неподвижного созерцания, включая безмолвное Созерцание Силы, а также спонтанная медитация в движении, известная как Танец Шивы — ключевая практика шиваистской йоги(См. И. Курис «Биоэнергетика йоги и танца>, А. Сидерский «Третье открытие Силы>). Кроме того, именно Танец Шивы лежит в основе практики целого ряда боевых искусств. СОЗЕРЦАНИЕ СИЛЫ Созерцание Силы — шаг практики, направленный на обретение контроля над новыми функциями энергетической структуры. Результатом становится контролируемое расширение восприятия и развитие осознания. Составляющие Созерцания Силы: 4. Очищение сознания. 5. Настройка восприятия. 6. Расширение диапазона восприятия. 7. Обретение контроля над Силой. 8. Созерцание Бесформенной Силы. 9. Растворение в созерцании. 10. Слияние с Силой. В зависимости от того, какой вид Созерцания Силы практикуется — бег Силы, плавание Силы, неподвижное созерцание — формы практики различных составляющих Созерцания Силы могут быть различными. В неподвижном созерцании, кроме того, существует два класса практик. Первый класс составлен техниками, практикуемыми в состоянии бодрствования, второй — техниками, практикуемыми во время сна. Подобно тому, как это происходит во всех остальных шагах, составляющие Созерцания Силы вводятся в практику постепенно, по мере перехода с уровня на уровень. В Круге Земли практикуется очищение сознания. В Круге Воды — очищение сознания и настройка восприятия… На уровне Круга Пустоты практика включает в себя все семь составляющих Созерцания Силы. Я не останавливаюсь на общем описании Дыхания и Созерцания Силы так подробно, как останавливался на общем описании двух первых шагов, поскольку в книге, посвященной практикам нулевого цикла, делать это не имеет смысла. В нулевом цикле практикуются лишь простейшие подготовительные техники этих двух шагов технологического алгоритма Йоги Восьми Кругов. В своих последующих работах, посвященных изложению техник более высоких уровней, я непременно остановлюсь на рассмотрении сущности практик Дыхания и Созерцания Силы с надлежащей подробностью. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|