|
||||
|
21. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование – процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование дает ответы на вопросы: что необходимо сделать? За какой период времени? Какие ресурсы необходимы? Каким должен быть результат? Планирование на микроуровне включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения. Планирование на макроуровне – основная форма государственного регулирования объектов управления. История развития функции планирования в современном обществе. В дореформенный период в России основным управленческим элементом было планирование. В этот период разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: годовые, пятилетние, комплексные и прочие. В 90-е гг. приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались на различных уровнях: общегосударственном, на региональном и муниципальном. По периоду времени программы разделялись на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Составляющие компоненты цикла планирования: – анализ внешней среды; – определение сильных и слабых сторон развития; – использование имеющихся преимуществ; – разработка плана достижения цели; – корректировка целей и отклонений; – определение целей. Особенность: планирование реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления. Принципы планирования. 1. Чем больше организация, тем разностороннее и четче должно быть планирование его деятельности. 2. Необходимо предвидеть ход развития событий в организации, в отрасли, в подразделениях, у конкурентов. 3. Разрабатывается запасной «аварийный» план, который удастся выполнить даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. 4. В процессе планирования должны быть задействованы все звенья управления. 5. Планированием должны заниматься профессионалы. 6. Особое внимание следует уделить составлению бюджетов фирмы. Уровни планирования: – стратегические планы; – тактические планы; – оперативно-календарные планы; Виды планов по срокам: – краткосрочные (до года); – среднесрочные (от 1 до 2 лет); – долгосрочные (5-10 лет); – перспективные (более 10 лет). По целям: стратегические и тактические. Стратегия – план на долгий период времени (пять-десять лет), всегда связанный с решением важнейших проблем. Таковыми являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели. Возможности стратегического плана: позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, это процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Тактическое планирование связано с решением задач на ближайшее время (2–3 г.). Составляющие компоненты планирования: миссия организации, принципы работы организации, определяющие ее культуру, цели и задачи долгосрочной деятельности, параметры эффективности, стратегии или способы достижения планируемых параметров, тактика или средства реализации намеченных стратегий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|