|
||||
|
29. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ Д. МАКГРЕГОРА Теория мотивации Д. Макгрегора сочетает в себе две противоположные концепции: теорию «X» и теорию «Y». Основные положения теории «X»: – жесткое руководство и контроль являются основными методами управления; – человек стремится избегать работы; – для достижения целей организации надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении; – сотрудники не очень честолюбивы, боятся ответственности и желают, чтобы ими руководили; – в поведении сотрудников преобладает стремление к безопасности. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация, основанная на страхе наказания. Теория «Y» является дополнением теории «X» и основывается на противоположных принципах. Основные положения теории «Y»: – при благоприятном, удачном прошлом опыте сотрудники хотят брать на себя ответственность; – при существовании соответствующих условий сотрудники формируют в себе самодисциплину и самоконтроль; – лучшие средства достижения целей организации – вознаграждение и личностное развитие; – нежелание работать – это не врожденное качество сотрудника, а следствие плохих условий труда, которые сдерживают прирожденную любовь к труду; – трудовой потенциал работников выше, чем обычно считают. Основная мысль теории «Y»: необходимо предоставлять сотрудникам больше свободы для осуществления самостоятельности и творчества. «XY-теорию» необходимо применять, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Руководитель должен стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y» или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». Современная интерпретация теории «Y» Зигерта и Ланга. 1. Большинство сотрудников получают от работы удовлетворение, радость, ощущают ответственность за свой труд, выражая свою потребность в личной причастности к результатам деятельности. 2. Любые организационные действия должны быть осмысленными. 3. Любой сотрудник стремится выразить себя в труде, лучше познать себя в деле, показать другим свои возможности. 4. Каждый сотрудник имеет собственную точку зрения на то, как усовершенствовать результаты своей деятельности. 5. Каждый человек стремится к успеху, для достижения которого работник прилагает усилия. 6. Сотрудник хочет доказать свою значимость, а также важность своего рабочего места. 7. Каждый сотрудник должен ощущать свою значимость. 8. Сотрудники сильно переживают, если их наказывают за проявленную инициативу. Причиной инициативы часто бывает не погоня за вознаграждением, а стремление к самовыражению. 9. Сотрудники оценивают свою значимость перед руководством по своевременности и полноте получаемой информации. 10. Хороший сотрудник рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное. 11. Сотрудники испытывают недовольство, если решение об изменении в их работе принимаются без их ведома. 12. Любой сотрудник хочет знать критерии оценки своего труда. 13. Контроль со стороны неприятен для любого человека, в связи с этим важен самоконтроль. 14. Большинство людей хотят получать новые знания. 15. Если сотрудник имеет свободу выбора действий, то он работает с полной отдачей. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|